Аэропорт Улан-Удэ перегнал аэропорт Санкт-Петербурга
С начала 2023 года международный аэропорт «Байкал» принял свыше 700 рейсов, обслуживая 11 рейсов в сутки, заявил генеральный директор воздушной гавани Дмитрий Гармаев.
По словам гендиректора аэропорта, «мы обогнали такие аэропорты, как Томск и Кемерово по пассажиропотоку, в среднем обслуживаем 11 рейсов в сутки».
Особенно впечатлил март 2023 года, когда международный аэропорт «Байкал» увеличил обработку пассажиропотока почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По словам г-на Гармаева, интенсивность полетов растет и в области грузопотоков.
В марте аэропорт обслужил 1500 тонн коммерческих грузов, показав рост на 712% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И перегнал даже Санкт-Петербург.
- С начала 2023 года аэропорт «Пулково» обслужил грузопоток в 3500 тонн, тогда как наш аэропорт - 3900 тонн, - подчеркнул гендиректор «Байкала».
Еще в начале 2022 года подавляющее большинство коммерческих грузовых рейсов даже не долетало до Улан-Удэ, поскольку тогда были проложены совсем другие авиационные коридоры для грузовых перевозок.
В 2022 году основным торговым партнером России был Европейский союз и основное воздушное сообщение с Россией шло по линии «Европа - Санкт-Петербург», а также до Москвы. Сейчас, когда ЕС заколотило окно в Европу, которую три сотни лет назад прорубил в городе на Неве Петр I, пришлось искать другие пути, чтобы обойти санкции. Российский бизнес поначалу нашел южное направление — Турцию, откуда хлынул в РФ поток товаров по схеме серого импорта. Однако в начале марта 2023 года, как сообщают «Ведомости», «Турция полностью остановила транзит санкционных грузов, следующих через ее территорию в Россию».
Не случайно именно в марте руководство аэропорта «Байкал» отрапортовало о 700%-ном росте грузопотока через Улан-Удэ.
- Да, это связано с окончательной переориентацией на Китай, на восточное направление, откуда из безысходности нам приходится импортировать товары, — говорит экс-директор Фонда регионального развития Бурятии Анатолий Думнов. - Тем более что и Транссиб, и федеральные трассы в ДФО и Сибири перегружены, поэтому часть грузов приходится возить по воздуху.
Напомним, что еще в 2021 году аэропорт получил разрешение принимать на постоянной основе тяжелые суда типа Boeing 777F, Boeing 747-8F, Boeing 747-400F/400 ERF. И сегодня международные транспортные компании Cargo, DHL, китайские и российские грузовые авиаперевозчики все активнее используют аэропорт Улан-Удэ при полетах из Гонконга и Китая в Россию и Европу. Для технической посадки, наземного обслуживания и дозаправки. Это позволяет брать с собой больше груза и меньше авиатоплива, что делает полеты более выгодными.
- Выгодное географическое положение нашего аэропорта никуда не денешь, у нас суперконкурентные преимущества по сравнению с другими городами Сибири и ДФО, поскольку мы находимся на середине пути из южного Китая в Москву, — продолжает Анатолий Думнов. — И в связи с вынужденной переориентацией РФ на торговлю с Китаем этот поток будет только увеличиваться.
Однако пока никаких особых дивидендов население Бурятии от увеличения пролета грузовых лайнеров над Бурятией не ощущает, только белые следы в голубом небе от пролетающих лайнеров. Растут продажи авиатоплива, но налоги в основном уходят в федеральный бюджет.
- Еще в 2016 году в республике разработан проект по созданию около воздушной гавани Бурятии транспортно-логистического комплекса (ТЛК). Китайские инвесторы хотели зайти с проектом стоимостью 7 млрд рублей, а наш Фонд развития им занимался, - сообщил Анатолий Думнов. - Однако тогда время для него еще не пришло.
Но, похоже, сегодня это время приходит. В сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме между главой Бурятии Алексеем Цыденовым и председателем совета директоров ООО «АГрупп» Сергеем Абрамовым подписано соглашение о создании возле аэропорта Улан-Удэ транспортно-логистического центра.
Также в марте этого года в аэропорту «Байкал» стартовало строительство нового здания аэровокзала для пассажиров. И после завершения строительства этих проектов можно будет надеяться на их ощутимый вклад в экономику региона.
Дмитрий Родионов, «Номер один».