Билет до Сибири
Туристическая сфера Бурятии уже меняется. Закрытие Запада, открытие Китая, переориентация на внутренний рынок российского туриста – все это создает новые перспективы и одновременно испытания для хромающей инфраструктуры в республике. Тем не менее власти намерены ситуацию исправлять. А помогут в этом серьезные законодательные изменения в отрасли, которые в Госдуме планируют рассмотреть уже к осени этого года.
О чем молчат туроператоры
Последние десятилетия Россия была нацелена не только на экспорт в Европу, но и на европейского туриста. Туристические предприниматели ездили на западные выставки, предлагали свои товары, услуги. Но в современных реалиях ездить больше некуда. Пришло время обратить внимание на ближних соседей: Монголию, Китай, Казахстан.
Возможно, именно из-за перестройки внутренней логистики туризма России в Улан-Удэ активно строится новый терминал международного аэропорта «Байкал». Благодаря ему пассажиропоток увеличится втрое. Планируемая пропускная способность рассчитана на 700 тыс. человек в год.
Но дело не только в инфраструктуре: вопрос дорогостоящих билетов до столицы Бурятии поднимается давно. Власти пытаются вводить льготные тарифы, привлекать новые авиакомпании. Но процесс идет с переменным успехом. Добраться в Улан-Удэ из Москвы удовольствие не из дешевых. Даже сейчас, когда большого туристического потока в городе нет.
Не слишком хорошо обстоят дела с отелями нашего города и базами непосредственно на Байкале. Улан-Удэ насчитывает 190 гостиниц. Перспективные отели есть, цена в таком за сутки начинается от 4,5 тыс. рублей. Но если туристу необходимо выбрать место дешевле? Будет ли там соответствовать цена качеству? Возьмем, к примеру, отель в спальном районе города. Средняя цена за сутки – 1300 - 1500. Завтрак не везде входит в стоимость, а ремонт зачастую не делался с «нулевых».
А как же Байкал? Местные турбазы имеют незамысловатую инфраструктуру. Зачастую это деревянные домики с минимумом мебели, отапливаемые обогревателями. Рассчитывать на полноценный санузел в номере не стоит. На территориях часто располагаются отдельно стоящие бани и душевые для всех гостей туристической базы. Но даже за такие апартаменты минимальная стоимость будет варьироваться от 1300 до 2000 рублей в сутки. Осложняет ситуацию развитая в Бурятии сезонность. Основной поток иногородних гостей приходится на летний период. В связи с чем владельцы туристических баз попытаются сколотить состояние, подняв цены. Иначе в зимний сезон им будет нечего есть. Так как для зимы базы не дотягивают по видам услуг туристического сервиса в зимнее время. Катастрофически не хватает экскурсий, поездок на снегоходах, теплых бассейнов и комфортный условий для проживания, соответствующих указанной цене.
- Дорого и убого. Я неоднократно отдыхал в разных районах. Бывал на базе в Баргузине. До Байкала добираться три километра. Пешком это делать не хочется. Хозяин турбазы даже специально сдавал велосипеды в аренду по 500 рублей. Так за неделю разоришься. Кафе на базе нет. Приходилось закупаться едой в продуктовых магазинах, а готовить где? В Максимихе был. Невозможно снять ни номер, ни домик. Цены высокие. Нашел у частника. Он сдавал очень старый дом своей бабушки. Ремонт там был соответствующий. Каждое лето проблема снять жилье на Байкале. Ладно для туристов цены подняли, но я то земляк. Мне тоже отдыхать где-то надо, - рассказал путешественник Андрей Дабаев.
Вопрос, а нужен ли туризм на Байкале, до сих пор остается открытым. С одной стороны, прибыльный бизнес, с другой - самый ценный ресурс воды на Земле. Сейчас в мире огромные проблемы с питьевой водой, в центральных городах литр воды уже дороже литра бензина. В прошлом году на правительственной комиссии по вопросам охраны озера отмечалось, что имеющихся объектов туристской инфраструктуры не хватает для полноценного размещения людей. Из-за чего возрастает количество несанкционированных кемпингов и передвижений вне экологических троп, негативно влияющих на окружающую среду. Ребром встает вопрос, как же решать давно укоренившиеся проблемы?
На пороге реформы
А решать их планируют при помощи изменений на законодательном уровне.
В связи с этим на прошлой неделе в Улан-Удэ состоялось заседание в режиме видеоконференцсвязи на тему «Развитие туристической отрасли в субъектах Дальневосточного федерального округа». По мнению членов комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, развитие туризма столкнулось с тремя главными проблемами: качеством, доступностью и экологией.
- Мы сейчас активно работаем в рамках комитета и рабочей группы по нормативно-правовой регуляторике именно в рамках формирования портфеля законодательных инициатив. Наша задача к осенней сессии внести проект основного закона по туризму и принять его до конца года. По сути, мы стоим на пороге новой нормативно-правовой базы. Будут обновляться два главных документа, это «Стратегия развития туризма в РФ» и нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», - сказал председатель комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации принималась еще до пандемии, не говоря уже о нынешних реалиях. Многие вещи в стратегии не отражены, поэтому будет прорабатываться базовый документ. От которого власти станут отталкиваться, чтобы понимать принцип принятия решений в развитии туристической отрасли.
Также планируется глобальная цифровизация туристической отрасли. В первую очередь это перевод всех государственных услуг, связанных с деятельностью туризма, в электронную форму. Но зачем?
По задумке, электронная путевка представляет собой информационную систему документов с уникальным номером, куда вносятся данные о бронировании и оплате туристического продукта. Такая форма путевки должна обеспечивать гарантии туристам как на протяжении всей поездки, так и на этапах покупки турпродукта. Еще электронная путевка будет решать государственную задачу по сбору данных с отрасли. Несмотря на плюсы, закон вызвал очень много дискуссий на туристическом рынке и среди общественности.
Представители туроператоров могут столкнуться с финансовыми затратами для работы и подключения системы электронных путевок. Многие компании не готовы к дополнительным расходам на работу с таким видом путевок. А значит, может произойти подорожание туров, что очень волнует туристов. Но, тем не менее, действовать электронные путевки начнут с 1 сентября 2023 года. Пока что лишь для выездных туроператоров.
Грядет обязательная аттестация для экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Пока что промежуточным решением стала идея передачи полномочий по проведению аттестации будущих гидов и проводников на категорийных маршрутах спортивным федерациям. Таким как: Федерация туризма России, Федерация подводного спорта России и Федерация спортивного туризма России. При этом предлагается признать квалификацию всех работающих ныне проводников действительной и обязать их пройти переаттестацию в течение пяти лет.
Далее на круглом столе заместитель председателя комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Татьяна Лобач отдельно акцентировала внимание на проблеме гостевых домов. С ними долгое время боролись, но из-за этого возникла проблема с хостелами, которые находятся в многоквартирных домах. Оказался целый сегмент людей, сдающих свои жилые помещения для приема туристов. Изменения, которые будут вноситься в закон об основах туристской деятельности, внесут ясность понятий: что конкретно подразумевается и будет считаться гостевым домом, что хостелом, а что гостиницей.
Под удар попадут именно хостелы. В многоквартирном доме жилое помещение не может использоваться для гостиничных услуг. Даже если отель находится в жилом доме, у него должен быть отдельный вход и располагаться на первом этаже. Также по документам помещение должно быть нежилым. Но перевести квартиру в статус такого помещения можно только с согласия соседей.
Что будущее нам готовит
Проект нового федерального закона «О туризме» будет подготовлен к осенней сессии. Не исключено, что закон будет рамочным, «облегченным». Все нюансы будут прописываться в других законодательных инициативах. Закон направлен на структурирование туристического бизнеса. После чего придет конкретное понимание, в каком из аспектов потребуется больше всего финансирования.
Между тем турпоток в Бурятию растет. Только за последний год он вырос на 40%. Туроператоры уже прогнозируют удачный сезон на 2023 год. Расчет идет на 422 тыс. человек. Не исключено, что тенденция продолжится и в ближайшие годы.
Очевидно, что отрасль нуждается в кардинальных переменах. И на основе обновленного федерального законодательства в регионе придется перекраивать всю систему, чтобы подстроиться под новые требования. Ведь поток туристов это хорошо, но без создания необходимых условий он рано или поздно закончится.
Натали Грюнвальд, «Номер один».