Дом, опасный для жизни

Власти Улан-Удэ выселяют жителей бывшего общежития стекольного завода
A- A+

17 апреля мэрия Улан-Удэ приняла решение выселить из дома по улице Воронежской, 3, всех его жильцов, а это более 200 человек. Такое решение чиновники объяснили тем, что здание может рухнуть в любой момент. Новое жилье люди должны найти самостоятельно и съехать до 2 мая. «Номер один» побывал в аварийном доме. 

Душ с разрешения управляющей компании 

Четырехэтажный дом из серого кирпича на 160 комнат появился на Воронежской, 3, в 1972 году – стекольный завод построил жилье для своих работников. Завод давно пришел в упадок и закрылся. Сегодня о том, что в заброшенных зданиях находилось крупное предприятие, ничего не напоминает. Лишь черные безжизненные глазницы окон равнодушно наблюдают за незамысловатой жизнью микрорайона.

Дом, как и завод, пришел в упадок – стены покрылись глубокими трещинами, кирпич потемнел от сырости. Внутри обстановка не лучше – со стен и потолка осыпается известь, отлетает краска, местами торчат оголенные провода. В коридорах и на лестничных площадках грязно и неуютно.

Условно общежитие можно разделить на две половины: в одной половине  - грязь, полуразрушенная стена в санузле, разрисованные стены и другие «прелести». В другой половине живут более ответственные и чистоплотные жильцы – у всех добротные железные двери, стены и полы можно назвать чистыми, на них практически нет надписей. Кухня и душ тут во вполне приличном состоянии.

Однако, как утверждают в мэрии, именно душ и стал причиной разрушения дома. Желание людей иметь базовые бытовые удобства вышло им боком.

Жительница аварийного общежития Любовь заселилась в дом в 1994 году. В конце 2000-х она  вместе с соседями по этажу оборудовала душевую комнату. 

- Душ мы сделали за свой счет, потратили в то время 60 тыс. рублей. До этого, в 2007 году, провели горячую воду. Люди начали мыться в умывальниках – подсоединяли шланги и так умывались. Потом решили собрать деньги и сделали душ. Затем и на других этажах  начали благоустраиваться. Два года назад мы сделали ремонт, поменяли сантехнику, - рассказывает пенсионерка Любовь.

Женщина показала нам душевую комнату на их этаже – это небольшое помещение, облицованное белой плиткой. К одной стене крепится душ, на другой висит зеркало. На полу установлен поддон для мытья.

В другой половине общежития душевые комнаты тоже есть, но там вместо поддонов просто ямы, в которые уходит вода.

- Душ нам разрешила поставить управляющая компания, тогда директор был другой, сейчас его уже в живых нет. Мы спросили, можно ли нам оборудовать душ, ответили, что можно, но за свой счет. Мы и сделали все, устанавливать к нам все это приходили также из управляющей компании. Если бы тогда сказали, что душ ставить нельзя, мы бы поняли, - оправдывается Любовь.

Жильцы этажом выше оказались более сознательными – у них на этаже душа нет. Любовь Самойлова говорит, что установка душевых во всем доме была большой ошибкой: «Душевые в общежитиях обычно делались внизу, на первом этаже. А мы ходим мыться или в городскую баню,  или к родственникам», - делится пожилая жительница.

- Мы наблюдаем ненадлежащую эксплуатацию дома, систем жизнеобеспечения. Выявлены такие факты, что жители льют воду на пол в санитарных узлах, из-за чего повышенная влажность, разрушение кирпичной кладки, появляются трещины, - говорит заместитель председателя комитета по ГО, ЧС и общественной безопасности администрации Улан-Удэ Дмитрий Федоров.

Представители Общественной палаты Республики Бурятия виновными в доведении дома до аварийного состояния также считают самих жильцов.

- Дом 1972 года постройки, то есть 51 год эксплуатации. В нормальных условиях все вполне бы соответствовало. В местах общественного пользования просто нечеловеческие условия. А кто это создал? Это создано человеческими руками, людьми, которые здесь проживают, - сказала заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия Светлана Хабаркова.

Комната в кредит 

В доме, по данным мэрии, насчитывается 160 жилых помещений, живет более 200 человек, из них 41 ребенок. Помимо жилых помещений, в аварийном доме находится отделение почты, парикмахерская и приемная депутатов. Из 160 комнат 12 принадлежат администрации города.

Дом, напомним, чиновники признали аварийным еще в 2019 году, хотя общежитие находилось в ужасном состоянии и раньше. Недавно мэрия заказала техническую экспертизу бывшего общежития Стеклозавода. И 17 апреля в границах дома № 3 ввели режим «Повышенная готовность»  – по результатам экспертизы, которую провело ООО НТЦ «Сейсмострой», есть угроза обрушения несущих конструкций здания.

Чиновники предложили людям найти себе новое жилье самостоятельно, пообещав при этом выплачивать ежемесячно по 15 - 18 тыс. рублей компенсации. 

– Средства будут выплачиваться ежемесячно до тех пор, пока жильцы не получат новые квартиры, - уверяют чиновники.

Однако, как сами же они признаются, деньги жители получат лишь после того, как съедут и у них проверят документы. 

– Тогда будет составлен акт, комната опечатана и в целях безопасности доступ в нее будет запрещен, - рапортует мэрия.

Таким образом, найти деньги на аренду жилья должны сами аварийщики. Для некоторых людей, населяющих общежитие, даже 15 тысяч в месяц – сумма неподъемная. А ведь большинство арендодателей просят помимо арендной платы еще и депозит (двойную оплату при заселении).

-  У меня пенсия 14 тысяч. Я живу один, сын на вахте. Куда я съеду? Надо сначала съехать, подписать акт, что квартиру сдал, и только потом получишь деньги. Да и не умею я искать, у меня телефон кнопочный. Девчонки по телефону ищут, а у меня ничего нет. Нам столько лет обещали, что скоро расселят, а теперь получается, что все обман, – с горечью говорит житель дома Григорий.

Наталья – мать-одиночка. Женщина воспитывает двоих детей. Комнату на Воронежской, 3, она купила десять лет назад под маткапитал, а также взяла кредит, который закрыла лишь минувшей осенью. В комнате Наталья сделала хороший ремонт – установила стеклопакеты, поставила надежную дверь, приобрела встроенную мебель, ковролин, сделала натяжной потолок и прочее – все с прицелом на долгую жизнь пусть и в маленьком, но зато собственном жилье.

- Я брала в кредит 350 тыс. рублей, десять лет работала на эту комнату. В итоге она мне обошлась в 1,2 млн рублей. В октябре погасила кредит. У меня двое детей – 19 лет и 14. Не знаю, что сейчас делать. Условия, конечно, у нас не шикарные, но мы привыкли. Я хотела взять жилье в ипотеку, но мне ее не дают, моей зарплаты медсестры не хватает, - рассказывает женщина 43 лет о своей беде.

Наталья говорит, что подыскала квартиру рядом с работой, однако арендодатель просит заплатить сразу 36 тысяч – аренду за месяц и депозит. Наталью такие условия не устраивают.

Любовь, которая вместе с соседями установила душ на этаже, предстоящий переезд также не обрадовал. Женщина прожила в свой комнате 30 лет, вместе с ней живет взрослая дочь. Пенсионерка не знает, куда денет свою мебель – оставлять в комнате ее нельзя, охранять вещи никто не будет, хотя администрация поставила возле общежития будку с охранником. 

- Квартиры сейчас сдаются с мебелью, поэтому я забирать ничего не стану. Жалко, конечно. Вещи ведь годами покупались. Но хранить это негде, придется оставить здесь, -  с сожалением говорит жительница дома.

Еще одна горожанка взяла в общежитии комнату в ипотеку – женщина уже выплачивает ее пять лет, долг предстоит отдавать еще десять лет.

Представители администрации жильцов успокаивают – тех, кто не сможет найти жилье, поселят в лагере «Березка».

Обещали новый дом

Все жильцы, с которыми мы поговорили (а это порядка десяти человек), утверждают – власть обещала построить для них новый дом в 111 квартале. Заселить туда их якобы должны были уже в 2024 - 2025 годах.

- Четыре года назад, когда наш дом признали аварийным,   говорили, что в 111 квартале уже залит фундамент нашего нового дома. Но за эти четыре года ни одна комиссия не приехала к нам, не посмотрели, как мы живем. А 17 апреля как гром среди ясного неба – сказали, что выселяют. И уже говорят, что никто ничего не обещал, денег нет в бюджете, - возмущается Наталья.

Не согласны люди и с тем, что чиновники вину за аварийность дома возложили на них. Жители уверены, если бы управляющая компания добросовестно выполняла свои обязательства, с домом было бы все в порядке.

- Управляющая компания «Стекольное» ремонт делала очень давно. Только уборщица к нам ходит и все. Сантехника не дождешься. Весь текущий ремонт мы делаем сами: белим, красим, домофон ставили, железные двери, лампочки меняем, - рассказывают люди. - Мы не виноваты, что дом разваливается. Обращались раньше, говорили, что такая ситуация возникнет, показывали на изъяны и просили о помощи. Никто не помогал. 

Защищать права жителей будет юрист Владимир Дашиев. Он считает, что дом  доведен до такого состояния.

– 12 комнат в собственности у мэрии, где она была раньше? Почему дом не признали аварийным раньше? Там уже все признаки были налицо. Бездействие повлекло позднее принятие решение о признании дома аварийным и, соответственно, нарушение жилищных прав граждан, – считает юрист.

В администрации города ответить на вопрос о том, когда именно жителям предоставят новое жилье, затрудняются. Дело в том, что дом был признан аварийным только в 2019 году, в связи с этим в действующую программу расселения из ветхого и аварийного жилья он не попал.

- Дом признан аварийным, но в программу расселения до 2017 года не попал. Сейчас на следующий год будет продолжение программы по переселению из аварийного в нормальное жилье, этот дом будет стоять в первую очередь, - говорит первый заместитель руководителя администрации Советского района Олег Светозаров.

Жителям аварийного дома остается лишь надеяться на то, что их дом действительно попадет в новую программу и они получат новые квартиры в первоочередном порядке.

Лариса Ситник, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.