Уличная торговля прирастет по приказу

В Бурятии возле супермаркетов откроют киоски в стиле 90-х?
A- A+

В республике откроют киоски и прочие «нестационарные объекты» у входов в торговые центры, чтобы продавать отечественные и сельскохозяйственные товары. Тем самым региональные власти и муниципалитеты выполнят спущенную сверху рекомендацию минпромторга России. 

До 1 июля 2023 года регионы должны отчитаться перед правительством РФ, как они будут выполнять эту рекомендацию. Как считают власти страны, таким способом  увеличится спрос на продукцию отечественных производителей и фермеров. В республиканском правительстве считают, что для этого можно использовать трафик крупных торговых центров и магазинов. 

Как сообщили в минпромторге Бурятии, расширять возможности для сбыта продукции местных товаропроизводителей будут совместно с органами местного самоуправления. 

- Муниципалитетами разработаны схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Ознакомиться с ними производители могут на сайтах министерства промышленности, торговли и инвестиций Бурятии или органов местного самоуправления, - сообщил заместитель министра минпромторга РБ Алексей Оловянников. - Для реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства у предпринимателей есть муниципальные преференции в виде предоставления мест без проведения торгов сроком на семь лет. В основном НТО местных товаропроизводителей располагаются около крупных торговых центров и стационарных магазинов. 

По словам Алексея Оловянникова, либерализация уличной торговли вовсе не означает возвращение к 90-м годам, поскольку каждое новое торговое место будет оборудовано согласно санитарным и другим нормам. 

- Тем самым мы поможем сократить путь от производителя к клиенту, через организацию новых торговых мест на оживленных торговых потоках, - сообщил региональный чиновник.

Как объяснили в ведомстве, если схемы размещения нестационарных торговых объектов уже приняты в муниципалитетах, то доступ тех же сельхозпроизводителей к торговле рядом с расположенным супермаркетом будет осуществляться без конкурса. 

Добавим, что, по данным минпромторга РБ на 1 января 2023 года, в Бурятии торговую деятельность осуществляют 1 014 нестационарных торговых обьектов (НТО), из них около 40% расположено в  Улан-Удэ. Наибольшее количество НТО (575 ед., или 57,6%) занимают киоски и павильоны по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, в том числе местных товаропроизводителей, из них 97, или 16,9% - НТО местных товаропроизводителей.  

В основном НТО местных товаропроизводителей располагаются около крупных торговых центров и торговых комплексов (ГК «Титан», ТК «Абсолют», сети магазинов «Николаевский», ТК «Заря», ТД «Юбилейный» и др.). 

- Предложение  об открытии уличной торговли это рекомендация, а не указ с четко прописанными правилами игры со стороны федерального центра. А это значит, что каждый регион должен найти свои решения с   учетом   уже существующих торговых мест в торговых центрах и на универсальных рынках. За 30 лет рыночных реформ все стали фанатами супермаркетов. И мы забыли о том, что в недавнем прошлом от «ларьковой экономики» отказались по ряду объективных причин: антисанитария, массовая торговля контрафактом, обман потребителей, продажи без чеков, - высказала свою точку зрения председатель Общественной палаты Бурятии Татьяна Думнова. 

По словам эксперта, в связи с экономическими сложностями в стране сегодня снова пытаются вернуться  к нестационарной торговле, торговле «с колес» и прицепов. 
Как отмечает председатель Общественной палаты, сегодня многие  выходят на улицу с лотками не от хорошей жизни. Формат малой нестационарной розницы стал особенно актуальным для самозанятых. У них нет возможности торговать  своей продукцией на арендованных  площадях в зимнее время, а в теплое время они готовы  продавать в людных местах или на массовых мероприятиях. 

- В Улан-Удэ было найдено правильное решение совместно с Центром «Мой бизнес» по открытию таких ларьков в парках города на период проведения мероприятий. Однако праздники заканчиваются и многие из самозанятых оказываются перед проблемой поиска нового торгового места, - отмечает Татьяна Думнова.

Между тем предприниматели в Бурятии полагают, что федеральные чиновники неспроста решили вернуться к формату уличной торговли. Мол, через нее товаропроизводители - крупные российские агрохолдинги - пытаются увеличить объемы реализации своей продукции, «сев на  потоки». А они весьма велики.

- Площадки возле улан-удэнских  супермаркетов  это просто золотое дно, особенно в период праздников, - говорит улан-удэнский предприниматель. - Небольшой павильон-палатку на месяц   мы арендовали за 30 - 120 тысяч, в зависимости от объема супермаркета, чтобы постоять возле дверей объекта. 

В Общественной палате РБ полагают, что при таком раскладе возможны конфликты: «Многие предприниматели, которые законным путем организовали свой бизнес, не любят уличных «нелегалов», устанавливающих свои торговые палатки у них под боком. Поскольку они отнимают клиентов у бизнеса, нередко торгуют схожим ассортиментом». 

Не исключено, что места возле супермаркетов будут предоставляться бизнесу, имеющему возможность установки дорогостоящих круглогодичных павильонов. В этом случае «на  потоки сядут» все те же крупные бурятские производители продовольствия. Тем самым крупную торговлю фактически заставят «поделиться» с крупными производителями. А малому бизнесу и мелким сельхозпроизводителям со своей картошкой и морковкой придется и дальше  отдавать свою продукцию посредникам.  

Дмитрий Родионов, «Номер один». 



© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.