Запрос на обновление

На выборах в Народный Хурал партиям предстоит ответить на вызовы времени
A- A+

В Бурятии начался очередной год четырехлетнего избирательного цикла. Вслед за депутатами Госдумы РФ (в 2021 году ) и главой республики (в 2022-м ) будем выбирать Народный Хурал. С предвыборной кампанией задолго до ее начала связано сразу несколько интриг. Прежде всего  с партиями,  гипотетически способными добиться результатов, позволяющих принять участие в распределении мандатов. 

Тренд на понижение

На последних выборах в Госдуму РФ неплохие результаты показали КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди». Это можно было бы считать заявкой на преодоление барьера для прохождения в Народный Хурал. Но у каждой из партий есть проблемы. 

Региональный лидер ЛДПР Сергей Дорош на выборах в Госдуму РФ набрал 2,34% голосов активных избирателей, на выборах главы Бурятии - 2,7 %. По сравнению с 2018 годом, когда был избран нынешний состав Народного Хурала, партия ухудшила свой результат, скатившись с 11,94 % до 7,51 %. А ведь Жириновский в 2021 году был жив, здоров и политически активен. Стоит ли ожидать смены руководителя бурятской организации ЛДПР на более близкого и понятного партийному электорату политика, каким, например, был в этом качестве Игорь Бобков?

«Справедливая Россия» также сдала часть своих электоральных позиций: вместо 9,41 % в 2018 году набрала 7,37 % в 2021-м. Недавно в партии произошла замена регионального лидера   Иринчея Матханова на Сергея Пашинского. Поможет ли это преодолеть тренд снижения политической эффективности «новых социалистов» – однозначного ответа нет. Есть мнение, что ключевой фигурой, «паровозом» на выборах в Народный Хурал могла бы стать Оксана Бухольцева, ныне преподающая детям Донецка, причем без отрыва от законотворческой деятельности в Бурятии. Но согласится ли она поддержать партию, из фракции которой ранее перешла в группу «Народный депутат»?

Сравнивать результаты «Новых людей» пока не с чем, так как думская кампания стала первой для этой партии, как и прошлогодние выборы главы республики  дебютом новообретенного лидера Семена Матхеева. Можно лишь с удивлением отметить, что, по данным ЕГРЮЛ, политик пока не оформлен де-юре в качестве руководителя регионального отделения. Возможно, решение будет принято в ближайшее время или, напротив, на старте избирательного марафона, одновременно с выдвижением кандидатов. Последний вариант хоть и эффектнее, но создает формальную неопределенность в период подготовки к предвыборной кампании, в том числе  при формировании пула кандидатов по партийному списку и одномандатным округам. Думается, руководству «Новых людей» в Москве стоит вспомнить, что для успешной езды лучше все-таки запрягать заранее.  

Куда кривая выведет?

Наибольшие потери электорального веса в период 2018 - 2021 гг. постигли КПРФ. На прошлых выборах в Народный Хурал партия набрала 25,95 %, на выборах в Госдуму РФ - 19,5 %. Кандидат на пост главы Бурятии Виктор Малышенко в прошлом году заручился поддержкой 7,18 %. Можно, конечно, объяснять эту тенденцию естественной убылью возрастного электората КПРФ, нехваткой средств на предвыборную агитацию (если кто-то в это верит) и множеством других факторов. Но находятся эксперты,  характеризующие данное явление словосочетанием «соглашательская политика» и даже термином «оппортунизм» в контексте марксистско-ленинского учения. 

Что на самом деле побуждает реском КПРФ во главе с Вячеславом Мархаевым сначала делать громкие заявления, а потом  шаг вперед и два назад, и продолжит ли региональное отделение партии движение по столь странной траектории, увидим в сентябре. 

Нет заученным лозунгам

Наиболее устойчивым представляется положение «Единой России», которая в 2021 году улучшила свой результат по сравнению с 2018 годом: 49,56 % против 41,19 %, соответственно. Добавим сюда заоблачный личный рейтинг главы Бурятии Алексея Цыденова - 86,08 %, подтвержденный совсем недавно, в сентябре 2022 года. Велика вероятность, что именно он возглавит список «Единой России», как уже было в 2018 и 2021 годах. 

Но именно партии власти предстоит ответить и на вызовы сложного времени, прежде всего, рост тревожности населения (в Бурятии исследований на эту тему нет либо они не афишируются, однако замеры в общероссийском масштабе проводятся). Это связано с повышением цен на товары широкого спроса, медикаменты, транспорт, внеочередной индексацией тарифов в сфере ЖКХ, состоянием здравоохранения и другими общеизвестными факторами. Просто подменить обсуждение этих проблем лакированными информповодами не получится. Торжества в связи со 100-летием Республики Бурятия могут иметь двоякий эффект. Только что в рамках опроса, организованного, кстати, по инициативе Алексея Цыденова, большинство участников высказалось за отказ от проведения концерта в Кремле, предложив направить средства в помощь землякам, принимающим участие в СВО. Это серьезный сигнал о том, что общество уже не столь падко на зрелища.  Административный ресурс в сегодняшней ситуации – тоже плохой помощник. Тем более что значительная часть глав районов назначена на конкурсной основе, а не прошла через выборы. Весьма сложно опираться на них в отсутствие подтвержденных рейтингов.

Раздраженный избиратель может банально «пошутить», оставшись наедине с бюллетенем в кабине для голосования, С ним необходимо вести диалог не обходя острых углов. А значит, «Единой России» предстоит в рамках праймериз скорректировать свой список кандидатов, избавиться от политиков, привыкших говорить заученными лозунгами. Это станет адекватным откликом и на запрос общества о сбросе «балласта», обновлении власти, об актуальности которого президент России Владимир Путин говорил задолго до начала СВО. 

Политический лифт

Уже давно является «секретом Полишинеля» намерение части депутатов Улан-Удэнского горсовета переместиться в Народный Хурал. Не будем называть имен, так как сейчас это сродни гаданию на кофейной гуще. Но полагаем, что следует  в первую очередь ожидать участия в парламентских выборах старожилов - тех, кто уже полностью реализовал себя в представительном органе городской власти и созрел для работы в республиканском парламенте. Впрочем, есть немало амбициозных «первоходов», способных использовать отлаженные связи с населением избирательных округов как базу для броска на новый уровень. 

Ну что ж, пусть хоть так работает социальный, точнее, политический лифт... 

Учитывая, что 24 из 30 депутатов горсовета – члены фракции «Единая Россия», в случае прохождения кого-либо из них в Народный Хурал они и там вольются в ряды партийной фракции. Это серьезный ресурс в столице Бурятии, где оппозиционные настроения традиционно сильнее, чем в большинстве сельских районов. 

В целом предстоящие выборы в Народный Хурал потребуют от «Единой России», как, впрочем, от любой другой партии или кандидата, более тонкой агитационной и организационной работы, чем предыдущие парламентские кампании. У кого это получилось, кто оказался интереснее, убедительнее и прагматичнее, решат избиратели в сентябре. 

Артем Самсонов, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.