Молчание сельчан

Травля девочки-инвалида в сельской школе дошла до Бастрыкина,  однако местные жители делают вид, что ничего не произошло
A- A+

В Бурятии продолжаются разборки вокруг буллинга в школе Мухоршибирского района. Напомним, на прошлой неделе в соцсетях опубликовали шокирующие кадры. На них видно, как в коридоре школы трое мальчиков издеваются над сверстницей. Камера успела заснять и удары, и то, как хватают девочку за волосы, и как отбирают у нее личные вещи. Но ситуация обрастает странностями – так, жителям села «порекомендовали» игнорировать звонки СМИ, а учителя ссылаются на якобы безобидную игру подростков.

Рекомендация – игнор

Маленький улус в районе Бурятии. Общее население – около 1500 человек. В селе только одна школа. Никто не мог подумать, что этот населенный пункт привлечет внимание как СМИ Бурятии, так и всей страны. 

Коротко о сути: идет расследование уголовного дела из-за травли над девочкой-инвалидом. Причиной стало тревожное видео из соцсетей, где наглядно представлено, как подростки толпой издеваются над школьницей. В силу закона о пропаганде жестокости мы не можем перечислить все действия в подробностях. Отдельно стоит отметить: на видеоролик попал разговор, вероятно, персонала школы. Из него можно сделать вывод, что о ситуации знали не только дети. 

- Может, вызвать участкового, он подъедет   и поговорит? – задает вопрос женщина за кадром.

- Просто их надо на линейку всех вывести, пускай извинения попросят, да и все, - отвечает ей мужской голос.

Далее, просматривая видеоролик, еще кто-то спрашивает: «Куда смотрел охранник? Охранник же это видел, почему он не подошел? Это же просто издевательство». Но на этот вопрос никто не ответил. Видео обрывается на моменте, где девочку зажимают в углу, снимают с ее ботинок шнурки, а затем выбрасывают в сторону.

Жестокие кадры вызвали резонанс. Случай попал в местные и федеральные новости. Детский омбудсмен Бурятии Наталья Ганькина заявила, что взяла дело на личный контроль. В школе прошла полномасштабная проверка, к ней присоединились практически все ведомства, от районных властей до прокуратуры республики, представителей сферы образования. Дошло до того, что происшествием заинтересовался глава  Следкома РФ  Александр Бастрыкин. Теперь руководитель бурятского Следкома Вячеслав Сухоруков обязан  доложить ему результаты расследования.

Маленькой СОШ быстро заинтересовались не только чиновники, но и журналисты. Однако после поднятого шума в мухоршибирских Viber-чатах разослали родителям учеников данной школы рекомендацию следующего содержания: «В связи с событиями, происходящими у нас в школе, стали просто звонить жителям села, представляться журналистами и просить контакты участников инцидента. Все должны понимать, какие бы эмоции мы ни испытывали к участникам данного инцидента, они, в первую очередь, дети. Поэтому просьба: не отвечать на незнакомые номера, игнорировать СМС и сообщения в мессенджерах. Это наши дети, они не должны подвергаться прессингу со стороны», - написали в родительском чате. 

Через некоторое время в школу приехали журналисты с местного телеканала. Совпадение или нет, но  в день приезда телекомпании в сельской школе объявили сокращенный день.  Более того, детей выпускали из здания только парами и исключительно через запасной выход. Родители нападавших и учителя уверяли, что якобы дети просто «переборщили» с игрой. 

- Ей (пострадавшей. – Прим. ред.) это весело. Ее саму это забавляет. Бить  никто ее там и не бил. Она боевая, гиперактивный ребенок. Сама любому мальчику навтыкает, - высказывается в интервью с «Ариг Ус» мать одного из нападавших.

 - Вполне спокойный ребенок, - говорит о девочке одна из учителей. – Я смотрю, как она себя сейчас ведет, все то же самое. Она с мальчишками в основном. Подзадоривает их иногда сама. Но переборщили немного с игрой, может быть, только это могу сказать. Она (пострадавшая. – Прим. ред.) пришла потом на урок, так же с ними общается.

Старый «добрый» буллинг

Если уполномоченные органы не торопятся делиться мнениями, то среди горожан ситуация вызвала шквал негодования. Видео в паблике «Аноним 03»  собрало аж 105 тыс. просмотров. Под ним  сотни комментариев. Многие жители решили поделиться личными историями - увы, проблема буллинга была во все времена. Так, рассказывает горожанка Евгения (имя изменено), над ней издевались с 13 до 16 лет. Назвать эти ситуации «детскими играми»   невозможно. 

- Гнобили не по-детски. Например, один парень ударил меня в лицо три раза, я упала, у меня было много крови из носа. Кричали вслед клички. Мы жили бедно с мамой, в бараках. Заступиться было некому, и я просто молчала. Не знала в том возрасте, как постоять за себя. Обзывали по-разному, начиная с внешности, коверкали фамилию, где живу и в чем одета. В школе толкали, когда мимо проходили,  хватали. Был парень, типа боксер, который сейчас учит детей боксу. Как-то раз он меня ударил настоящим боксерским ударом у всех на глазах в школе - такой гордый стоял. Зато сейчас детей учит. Некоторые из этих парней сидят в местах не столь отдаленных, некоторые ушли из жизни, а некоторые сейчас примерные семьянины. Было это все в конце 90-х, но помню я эти все издевательства до сих пор. Одно скажу: это научило меня не доверять никому, надеяться только на себя, - делится девушка.

Среди разных историй есть одно сходство – многие люди не стали обращаться за помощью ни к кому, оставшись наедине со своей болью.

- Я замкнулся в себе после смерти мамы, оставшись сиротой. В доме опекуна иногда меня ласкали, иногда били по пустякам. Помню, били за то, что в будущем я «наверняка» буду плохим человеком.  В школе я учился хорошо, хоть и на учебу мне не давали времени, потому что  делал работу во дворе - хозяйство большое, в 90-е все выживали  благодаря живности домашней. За все время учебы в школе я ни разу не ходил в школьный туалет, потому что стеснялся. Так как были моменты, когда мальчики щипали и говорили, чтобы я «шел к остальным девочкам», обзывали и т. д. В институте меня били одногруппники, издевались. Знаете, все детские травмы влияют на нас взрослых. И я до сих пор боюсь и впадаю в ступор, когда парень проявляет агрессию ко мне или рядом со мной, - делится Алексей.
Еще одна жительница рассказала, что в детстве столкнулась с травлей со стороны детей из параллельного класса. В Марину бросали песок, фекалии собак, наносили удары.

- Я ничего не могла в ответ сказать. Со слезами приходила домой и горько плакала, не хотела выходить на улицу, когда меня звали играть. Как-то прибежала зареванная к дедушке жаловаться, на что он ответил: «Как ты представляешь себе, что я пойду с ними разбираться? Возьми и отомсти им». Тут я собрала все силы в кулак и разобралась с обидчиками так, что они аж выли от обиды. После этого надо мной даже подшутить никто не решался. Сейчас нам уже по 33 года, и у моих прошлых обидчиков судьба выдалась не из легких, а у меня все наоборот. Думаю, за все в этой жизни приходится платить, и главную роль тут, конечно, играют родители и семейное воспитание, - резюмирует женщина.

Итог

После инцидента с издевательством над девочкой такие истории стали появляться в огромном количестве в местных пабликах.

Можно сказать с уверенностью, что жители сочувствовали пострадавшей девочке и ждали разрешения ситуации. Тем временем односельчане школьницы продолжают молчать. Директор школы также по телефону отказалась давать комментарии журналисту «Номер один». Информацию не дают и следователи. 

- Расследование уголовного дела продолжается, до его завершения ситуацию комментировать не будем, только по результатам, - коротко ответили в бурятском Следкоме.

Комментарий удалось получить только от детского омбудсмена Бурятии Натальи Ганькиной. 

- На сегодня школой завершена служебная проверка, к трем должностным лицам применены меры дисциплинарного взыскания. По результатам заседания несовершеннолетние поставлены на учет, с ними будет проводиться работа, основная цель которой профилактика повторных правонарушений. Как долго - это полностью зависит от поведения подростков. Акцентировала внимание на необходимости вовлечения одного из подростков в досуговую деятельность, а еще лучше - всем вступить в ряды волонтеров и помогать младшим и старшим жителям села. 

Побеседовала с каждым подростком и мамой о том, что бывает за совершение правонарушений, и о важности родительского контроля. На сегодня в школе нет штатного психолога, поэтому по ситуации  продолжит работать группа психологов из Республиканского центра образования. Школьная служба медиации, совет старшеклассников уже подключены к вопросу профилактики травли. Учитывая, что индивидуальная профилактическая работа с подростками будет проводиться как минимум шесть месяцев, оставляю ситуацию на контроле.

 Эржена Мансорунова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.