Плата за свастику

Как в Бурятии наказывают поклонников нацизма
A- A+

За прошлый год только в городских судах Улан-Удэ вынесено десятки постановлений против тех, кто каким-либо образом демонстрировал запрещенную символику либо разжигал в интернете межнациональную рознь. Наказания для тех, кто попался на подобном, символические. Однако в скором времени ситуация может измениться. 

В семье не без урода 

Старожилы Улан-Удэ рассказывают байку, когда еще в советские времена в столицу прибыл поезд, набитый скинхедами. Приехали те с одной целью – бить нерусских.

Однако цель визита не была выполнена, ибо бритых товарищей встретили местные – и буряты, и русские - и при помощи грубой силы объяснили гостям, что ненависть по национальному признаку это плохо, а иногда и чревато.

Сейчас уже не разобраться, правдива эта история или нет. Тем не менее она показательна, ведь описывает общее состояние межнациональных отношений в республике. Несмотря на отдельные попытки раскачать национальную тему, в Бурятии все живут, в общем-то, дружно.
Однако есть отдельные элементы, которые все же умудряются попасть в плен иллюзий относительно превосходства своей нации. В глаза они не бросаются и сильно не «отсвечивают». Лишь иногда становятся участниками судебных процессов.

В Кодексе об административных правонарушениях есть такая статья: «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами». Есть и другая: «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Под них и попадают чаще всего подобные граждане.

Тернистый путь нациста

В улан-удэнских судах разбирательства, связанные с нарушениями по этим статьям, не такая уж и редкость. Мы насчитали их за прошлый год примерно полтора десятка. И это только в столице.

Чаще всего под административное наказание попадают те, кто уже отбывает срок по другим статьям. В колониях они вынужденно демонстрируют свои татуировки с нацистской атрибутикой, из-за чего и оказываются снова в зале суда.

Вот, к примеру, гражданин В., у него на предплечье левой руки обнаружили татуировку – изображение свастики. Которая, как выразились в суде, «доступна для обозрения неограниченному кругу лиц». В итоге  штраф, правда небольшой – всего 1 тыс. рублей.

Таких случаев полно: нацистскую символику находят на пальцах и других частях тела осужденных.

Но бывают и случаи вне мест, не столь отдаленных. Вот один из них.

Одним прекрасным улан-удэнским вечером в городском баре гражданин К. демонстрировал всем желающим орла третьего рейха с нацистской свастикой,    набитых на его затылке.

Как именно К. попал из бара в суд, не уточняется, однако в судебном заседании он рассказал короткую, но насыщенную историю появления нацистской символики у себя на голове.

Отец погиб в Чечне. Мать пила,  в итоге ее лишили родительских прав. Вырос в приемной семье, откуда постоянно сбегал – не нравилось, что его там наказывали. Но, в конце концов, К. постоянно ловили и возвращали обратно. В первый класс пошел только в десять лет. В 16 лет снова сбежал из приемной семьи и какое-то время жил с матерью, пока его не поймали с наркотиками и не осудили условно. К наркотикам приобщила сестра, она старше его на восемь лет. В 2012 году начал увлекаться тяжелым панк-роком, что, видимо, стало причиной его знакомства с «парнями на Арбате» - националистами. Постепенно втянулся. Начал воровать, не работал, денег не было. Попал в тюрьму. В 2018 году увидел у другого осужденного татуировку с орлом и свастикой, которая понравилась – попросил набить такую же. Освободился в 2021 году, устроился на работу, женился. Хочет вести нормальный образ жизни, а тату постарается свести. Такова история,   рассказанная им в суде.

С одной стороны, суд проникся рассказом, достойным сериала на телеканале «НТВ». И воспринял признание вины как смягчающее обстоятельство. С другой: «…отягчающим ответственность обстоятельством суд признает совершение правонарушения в период борьбы государства с экстремизмом и терроризмом, проведения спецоперации». В итоге   пять суток ареста.

«Блогеры» из-за решетки

Часто нацистские татуировки соседствуют с символикой другого запрещенного в РФ движения – АУЕ, признанного экстремистским. Квалифицируются такие художества по той же статье КоАП. Так, два запрещенных символа на своем теле всем желающим демонстрировал гражданин Ц. Дело было в СИЗО-1. За это он получил штраф в 1 тыс.  рублей.

Еще один обладатель запрещенных тату – гражданин М. – в суде рассказал, что рисунки появились у него еще в 2012 году. Две татуировки расположены   на груди,  еще две - на обеих коленках. Кроме того, на спине имеется надпись,  являющаяся своего рода слоганом запрещенного в стране движения. Итог тот же – штраф в 1 тыс. рублей.

Но для того, чтобы попасть на символические штрафы по этой статье, вовсе не обязательно иметь рисунки на теле. Так, целый ряд судебных разбирательств касается распространения подобной атрибутики и символики в интернете. К примеру, гражданин С. попал в зону внимания силовых структур «благодаря» публикации в одной из соцсетей.

«Выявлен факт размещения в сети Интернет в социальной сети «Одноклассники» на странице пользователя <данные изъяты>, в открытом доступе изображения, содержащие атрибутику, идеологию криминального экстремистского объединения «АУЕ» (запрещено в России), что подтверждается протоколом исследования ресурса», - говорится в постановлении суда.

И снова распространителю запрещенной символики присудили 1 тыс. рублей штрафа.

Перешагивают этот денежный порог судьи в исключительных случаях. Например, так было с жительницей Бурятии У.,  позволившей себе крайне резкие высказывания в адрес представителей целой национальности, проживающей на территории РФ.

«В вышеуказанном комментарии содержатся высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, выделенная по национальному признаку, а именно коренное население <данные изъяты>. В тексте присутствуют признаки злопожелания, через которое выражается враждебное отношение к предмету речи. Обращение к неопределенному кругу лиц «дикари», «дебилы» определено специалистом как характеристика - как несообразительных, тупых, некультурных, невежественных людей», - пришел к выводу суд. И назначил наказание в 5 тыс. рублей.

Между тем, как ни странно, подобные посты и репосты часто публикуют опять же граждане, отбывающие наказания в колониях. Один из них – гражданин Б. 

«Около 22 часов он находился в спальном расположении отряда ИК, в это время попросил у одного из заключенных сотовый телефон, чтобы посетить свою страницу в социальной сети «ВКонтакте». На своей странице разместил картинки с восьмиконечными звездами «розой ветров» и стихами о тюремной жизни. В 2020 году узнал, что звезда «роза ветров» является символикой движения «АУЕ» (запрещено в России),  признанного экстремистским на территории РФ».

Еще один обитатель исправительной колонии попался при схожих обстоятельствах. 

«На своей странице разместил видео с ребенком, у которого на ключицах нарисованы воровские восьмиконечные звезды с лучами черно-белого цвета, то есть «розой ветров», кроме того, на теле ребенка имелась надпись «не вам б..ям в моей душе копаться». Кроме того, на странице имеется видеозапись, на которой запечатлен мужчина, у которого также наколоты воровские восьмиконечные звезды на ключицах», - говорится в судебных документах.

Ставки растут 

Символические наказания по этим статьям, к слову, скоро могут заменить на куда более ощутимые. Так, летом прошлого года СМИ сообщали, что в Госдуме готовятся принять поправку, которая установит наказание до четырех лет лишения свободы за пропаганду нацистской символики.

Если пропаганду осуществляет лицо, подвергнутое административному наказанию за любое из административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ («Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»), то ему грозит штраф в размере от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей, или исправительные работы на срок от года до двух лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок, сообщалось тогда.

Между тем в Народном Хурале пока что этот вопрос всерьез не обсуждали. Об этом нам сообщил зампред хуральского комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике общественным и религиозным объединениям Сергей Дорош.

- Такие вещи, как символика нацизма, конечно, недопустимы. Это самое главное. Все остальное надо обсуждать. Если появится запрос, мы соберем круглый стол, изучим вопрос, - сказал он.

Борьба с таким явлением, как неонацизм сегодня приобретает особенное значение. Ведь нельзя отрицать, что он присутствует даже в Бурятии. Но главное то, как люди и власть реагируют на это. Как в сентябре прошлого года сказал Владимир Путин, есть большая разница между наличием и поощрением: «Мне все время (партнеры) отвечают: «Ну ладно, такие неонацисты и у вас есть, и у нас есть». Да, есть. Но ни у нас, ни в других цивилизованных странах не возводят этих нацистов и крайних националистов нацистского толка в ранг национальных героев».

Станислав Сергеев, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.