Видеокамеры с истекшим сроком эксплуатации

Морально и физически устаревшие дорожные устройства продолжают измерять скорость в Бурятии
A- A+

В 2022 году, по данным ЦАФАП УГИБДД МВД по Бурятии, водителям прислали административных постановлений на сумму свыше 343 млн рублей за нарушения правил ПДД, зафиксированные камерами слежения. Между тем недавно выяснилось, что часть средств автоматизированной фиксации нарушений давно уже выработала свой ресурс и может давать искаженные данные с камер, а следовательно, и дополнительные начисления водителям. 

Сверхскорость 

То, что дорожные видеокамеры порой переходят в режим «бешеного принтера», мы часто слышим в СМИ. Например, вызвал резонанс случай в Белгородской области. Когда водитель Hyundai Solaris, по данным дорожной камеры, превысил скорость на 223 км/ч, разогнавшись до 313 км в час. Камера вышла из строя и завысила скорость.

Как пишет РБК, несмотря на абсурдность штрафа (легковушка не спортивный болид), в ГИБДД ответили отказом на его аннулирование. В частности, там подчеркнули, что «принцип презумпции невиновности на административные правонарушения, зафиксированные автоматическими комплексами, не распространяется». Пришлось водителю через суд добиваться справедливости, тратя время и деньги.

Подобные случаи поломок видеокамер не редкость, правда обычно речь идет о более скромных «погрешностях», на которые автомобилисты либо не обращают внимания, либо не хотят судиться. Ведь только подготовка к заседанию может быть дороже отсуженного штрафа. Обязанность доказательства невиновности лежит на лице, привлеченном к ответственности, а она обходится дороговато.

Именно поэтому для автомобилистов важно знать, где их ждет опасность сверхначислений, прежде всего по тем видеокамерам, которые в силу почтенного возраста чаще всего выходят из строя.

Как узнал «Номер один», в Бурятии чаще всего выходят это случается с самыми первыми измерителями скорости с фотофиксацией «Арена». Их начали устанавливать в Бурятии с 2011 года, и с тех пор, по данным ГИБДД, таковых осталось 14 стационарных (установленных на опорах) и девять передвижных.

Это самые первые «бочкообразные» комплексы, хорошо известные бурятским автомобилистам. Они морально и физически устарели и их издалека видно на дороге. Кроме того,  часто ломаются, и неудивительно, что изготовитель измерителей «Арена» несколько лет назад снял их с производства. По данным российских СМИ, в регионах эти камеры с 2016 года начали массово демонтировать, а вместо  них  устанавливают более современные и качественные комплексы «Кречет» и «Скад». В Бурятии же устаревшие измерители   по-прежнему используются, хотя, по мнению общественников, их давно пора утилизировать, поскольку заводская гарантия корректного измерения скорости давно прошла. Тем более что в Бурятии самих устройств фото- и видеофиксации нарушений предостаточно (235 комплексов).

«Слетели» с гарантии 

Как известно, любая сложная электроника имеет свой гарантийный срок службы, например компьютерные комплектующие, такие как накопители данных. И даже после их замены в любой момент может отказать другой устаревший модуль компьютера, например   оперативной памяти или мосты портов подключения внешних устройств и т. д.

- Для камер видеофиксации также установлен срок  пять лет, после чего частота поломок резко возрастает. Ведь они эксплуатируются в экстремальных условиях, вот техника и не выдерживает, - сообщил улан-удэнский общественник Максим Лобышев.

Он рассказал, как несколько лет назад оспорил «письмо счастья» за нарушение, зафиксированное одной из переносных камер «Арена».

- Когда в суде начали разбираться, то я запросил свидетельство на «Арену», в котором все сроки эксплуатации должны быть прописаны. Оказалось, что выпущены они компанией «Ольвия» в 2011 году, а гарантийный срок работы у них заканчивался в 2016 году. Сейчас их вообще не выпускают, - сообщил он.

По его словам, у свидетельств об утверждении таких средств дорожных измерений давно истекли сроки действия, а значит использование данных камер видеорегистрации на территории РФ весьма сомнительно.

В ГБУ «Центр информационных технологий РБ» (ЦИТ) признали, что камеры «Арена» устаревшие и есть более свежие аналоги, а  не списывают их по причине того, что они находятся еще в работоспособном состоянии.

- Один раз в два года камеры «Арена» проходят поверку в ФБУ «Центр стандартизации, метрологии и сертификации», по итогам которой решается вопрос об их технических параметрах работы, - сообщили в ЦИТ. - Если приборы не проходят поверку, то их работа приостанавливается до выяснения причины неисправности.

Максим Лобышев говорит, что именно здесь кроется проблема, когда «приборам с истекшим гарантийным и нормативным сроком эксплуатации бесконечно продляют ресурс, а в итоге они могут давать искаженные показания уже на следующий день после поверки».

- Ясно же всем, что если камера начнет работать в сторону регистрации более высокой скорости, то никто шума поднимать не будет, особенно если прибор сбоит на небольшую величину. Поскольку для бюджета это хорошо, а водители, если им камера «прибавит» несколько километров скорости, могут даже не заметить самого момента, - говорит он.

В ЦИТ сообщили, что не всегда водитель может точно определить, с какой скоростью он едет, особенно если использует нештатные диски и шины, которые ее искажают. Собственный регистратор здесь тоже не поможет, поскольку, как сообщили в ГИБДД, «не является специальным средством измерения скорости».

Судиться дороже

Кроме того, штраф при превышении скорости в диапазоне 20 - 40 километров составляет 500 рублей (со скидкой - 250 рублей), и людям в 99,9% случаях легче заплатить, чем ходить по судам, оспаривая факт превышения скорости.

К тому же суды не особо горят желанием вставать на сторону автомобилистов. 

- Когда  оспаривал штраф по передвижной камере «Арена», то выяснилось, что нам даже оригиналы документов на эти старые камеры предоставить не смогли, и я просил суд признать их эксплуатацию незаконной. Суд после долгого разбирательства в итоге удовлетворил мой иск. Но только в части оспаривания конкретного административного дела по штрафу, а вопрос законности или незаконности эксплуатации «Арен» не стал рассматривать, думаю,  никто не хотел прецедента, - сообщил Максим Лобышев.

В ЦИТ говорят, что камеры будут висеть, пока не поломаются. Есть твердое намерение выжимать со старых камер максимум возможного. Так, в прошлом году представители завода провели замену некоторых агрегатов на «Аренах» для дальнейшей эксплуатации. Сколько после этого они прослужат, выдавая корректные данные, никто не знает. И   гарантий того, что в Бурятии малолитражки не будут «превращаться» в гоночные болиды на основании замеров дорожными камерами, никто, естественно, не даст.

Дмитрий Родионов, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.