«Чтоб с фатой и конфетами!»

Анастасия Турушева рассказала о главных страданиях в моноспектакле «Наташина мечта»
A- A+

Тема буллинга и несчастных людей сегодня набирает обороты. Актриса Русского драматического театра поведала о реакции на спектакли в сибирских тюрьмах и объяснила, почему дети подходили к ней в слезах. 

О спектакле и его авторе

Пьеса Ярославы Пулинович «Наташина мечта» (12+) появилась на свет 15 лет назад, но остается актуальной по сей день.

Во многих своих интервью Пулинович рассказывала, что после пьесы «Наташина мечта» ее карьера стала расти. Каждую неделю ей звонили театры, приглашая на премьеры и фестивали. Предлагали работу, оплату авторских за постановки. Именно  история о нелегкой жизни Наташи привела Ярославу к оглушительному успеху и славе.

Но в чем секрет? Знаменитая пьеса состоит из двух действий и судеб.   Рассказывается жизненный путь 16-летних девочек. Одинаковый возраст, имя и боль, но разные обстоятельства. Подробно мы рассмотрим только одну из Наташ.

Героиня первого действия - воспитанница детского дома. Маленькой девочке приходилось подстраиваться под суровый мир брошенных. Каждый день просыпаясь среди маргинальщины и окунаясь в социальную отчужденность, Наташа не успевала подумать о том, что ее никто никогда не любил. Мама была проституткой и погибла от руки сутенера. Тетя,  бывшая рядом недолгое время, просто ушла. Только «подружки»-сиротки не давали Наташе скучать.

В один из детдомовских дней в перерыве Светка решила сыграть с Наташей на сигаретку в «слабо ли ей выпрыгнуть из окна третьего этажа». Уже падая вниз, Наташа загадала желание: «Хочу любви, чтоб с фатой и конфетами!». Когда она очнулась в больнице, проведать ее пришел журналист Валера. Случай с ней быстро вызвал у него интерес. Но получилось, что  через интервью журналист стал единственным человеком, проявившим внимание к ней. Пытаясь разговорить застенчивого ребенка, Валера спросил: «Наташа, а какая у тебя есть мечта?». Это сильно ее озадачило. В ходе своих раздумий и постоянных походов в редакцию Наташа влюбилась. Но, очевидно, быть вместе они не могли. Позже Наташа увидела, как мужчина ее мечты целует другую. Разбитое сердце героини не знало пощады. Наташенька со своими подружками подкараулила конкурентку у дома. По привычке, как и в детдоме, вопрос решался с помощью силы. Соперницу били по голове каблуком, таскали за волосы, царапали. От тяжких побоев девушка впала в кому. А Наташа попала в тюрьму, откуда и рассказала нам всю свою историю. 

Как прошла постановка в драмтеатре Улан-Удэ 

В Русском драматическом театре имени Н. А. Бестужева моноспектакль «Наташина мечта» ставится с 2017 года. Но рассказывается только первое действие, про сиротку Наташу. Режиссер-постановщик - Тадас Монтримас, в главной роли - Анастасия Турушева.

- В последнее время этот моноспектакль стали показывать очень часто. Возможно, потому, что тема буллинга сейчас актуальна и находится на поверхности. Но я считаю, что в этом спектакле затрагивается не только тема буллинга, но еще и воспитания, брошенных, недолюбленных детей в детских домах. Надо как-то менять структуру этих клише. Помогать таким детям, - рассказывает Анастасия Турушева.

В этом драматичном моноспектакле есть вкрапление от литовского режиссера - опытный зек, наблюдающий за Наташей сквозь решетку клетки в зале суда. Роль зека исполняет актер Евгений Винокуров. Зрителям отведена роль молчаливых присяжных. Но только зек иногда перебивает импульсивный монолог героини, сопровождая перепады ее настроения игрой на гитаре.

Анастасия в труппе драмтеатра с 2010 года. За ее плечами больше 50 спектаклей, пять фильмов, 23 проекта и фестиваля. Но то, что она ощутила после спектакля «Наташина мечта», с ней происходило впервые.

- Тема нехватки внимания касается всех детей. Последний спектакль показал, что   тема отца или матери отзывается. Часто родители много работают, чтобы у ребенка все было. Но бывает, что ребенок обеспечен всем, кроме любви. Постановка «Наташина мечта» удивительна тем, что каждый спектакль получается разным. В прошлый раз я разозлилась  на подростков за то, что они переговариваются между собой, и принялась дерзко отвечать им - так, как сделала бы Наташа. В итоге к финалу все сидели не шелохнувшись. Уже в конце, после обсуждения спектакля со зрителями, которые иногда проходят в театре, половина из них встали и подошли ко мне, чтобы обнять меня и Наташу. Некоторые ребята плакали, и для меня это произошло впервые, -  делится Анастасия.

На спектакль пришли ученики средней школы № 20 – ровесники героини спектакля. Возможно, кто-то находил отголоски недолюбленности в своем сердце. Это проблема современности, она  актуальна всегда, и, к сожалению, от нее никуда не сбежать. Можно лишь   надеяться, что зрители смогут справиться самостоятельно.

- Сейчас я тоже родитель и много работаю. Но скинуть ребенка на бабушку или еще на кого-то, на ту же школу, не выйдет. Родители думают, что школа все сделает, но это не так. Не только детям, но и учителям становится грустно, когда они слышат тему матери, тему недосмотренного и недовоспитанного ребенка. И их, конечно, это сильно цепляет. Взрослые как-то очень на себя данную тему переводят, что «я такой же, вот сейчас занимаюсь этими детьми (учениками), а мой сидит где-то там». Возможно, эта история заставит многих родителей увидеть, куда может привести их невнимание, - говорит  Анастасия.

Репертуар, ориентированный на подростков, у театра силен. Все спектакли с тяжелым уклоном в тему буллинга - в разных интерпретациях. Но, как оказалось, рыдают от внутренней боли не только дети.

Тюремные зрители 

Через год после премьеры в Русдраме «Наташина мечта» по иронии судьбы оказалась в женской колонии. В исправительном учреждении № 7 с интересом смотрели постановку от новых гостей.

- Там сцена намного выше, чем зрительный зал. Наверное, опасаются. Все дамы сидели внизу, а мы с Женей на сцене играли. В колонии атмосфера  совершенно другая. Я только первое слово начинаю говорить, и все, это для них волна - их человек выступает. Они хохочут надо мной, потому что узнают себя во мне. Это так интересно, когда разная социальная аудитория. Когда я доиграла спектакль, многие женщины ко мне подошли, плакали и обнимали. Узнавали в героине себя в прошлом, проводили сравнение, - вспоминает Анастасия Турушева.

Такая непростая судьба нашей Наташи откликнулась и в сердцах осужденных.

- В мужскую колонию мы ездили с другим спектаклем. Там была тяжелее  атмосфера. Тогда  «возили» легкую комедию. Мужчины  все-таки более агрессивные, что ли. Они, не стесняясь, могут что-нибудь крикнуть из зала, свистеть, излишне хлопать в ладоши. Все равно с ними себя как-то неловко чувствуешь, - вздыхает Анастасия.

Любимых ролей у Анастасии достаточно. Самые яркие - «Смерть Тарелкина» и «Фронтовичка». Главное, чтобы был зритель и было с кем на сцене играть. В какой-то момент в драмтеатре случился отток  актеров. Но с чем это связано, до конца неизвестно.

- Наверное, с каким-то внутренним выгоранием. Это правда, выгорание существует. После 30 лет в основном. Абсолютно у каждого актера оно есть. У кого-то это может продлиться на годы, а кто-то полгода поистязает себя мыслями и сгорит, - предполагает Анастасия Турушева.

- У вас тоже был момент выгорания?

- А мне кажется, он и идет.

Натали Грюнвальд, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.