Взятки как образ жизни

Силовики рассказали о масштабах коррупции в Бурятии
A- A+

Прокуратура Бурятии отчиталась о работе по противодействию коррупции за прошлый год. Цифры впечатляют: 205 преступлений, 755 нарушений закона, 30 исков на сумму более 30 млн рублей. Подробностей (имен и фамилий) ведомство не раскрыло, поэтому мы решили вспомнить самые громкие и любопытные случаи взяточничества  2022 года. 

Миллионы «мимо кассы» 

Как сообщили в прокуратуре республики, из 205 выявленных коррупционных преступлений пятая часть – хищения с использованием служебного положения. Более трети – взяточничество и коммерческий подкуп. Еще 13 преступлений совершено в сфере реализации национальных проектов.

- В минувшем году в сфере противодействия коррупции органами прокуратуры республики пресечено 755 нарушений закона. Прокурорами предъявлено 30 исковых заявлений на общую сумму 30,3 млн рублей. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 480 лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 20 уголовных дел, - сообщили в прокуратуре.

Сумма ущерба по оконченным уголовным делам превысила 79 млн рублей. В ходе расследования добровольно возмещено 15,4 млн рублей, стоимость имущества, на которое наложен арест, составила 138 млн рублей.

Так, по приговору Октябрьского райсуда Улан-Удэ два руководителя коммерческих организаций признаны виновными в мошенничестве в особо крупном размере.

- Установлено, что данные лица, действуя по предварительному сговору, с июня по декабрь 2020 года предоставили в муниципальное учреждение «Улан-Удэстройзаказчик» акты выполненных работ, содержащие недостоверные сведения о выполнении работ на сумму 12 млн рублей. Подрядчики проводили капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Гагарина в Улан-Удэ в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Каждому из них назначено наказание в виде трех  лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года, - рассказали в ведомстве.

Наказали министра

Больше никаких подробностей и примеров в прокуратуре приводить не стали. Однако ранее, в декабре прошлого года, МВД по Бурятии выдавало свою статистику на этот счет,  тогда еще предварительную.

Так, в прошлом году полицейские выявили 23 факта взяточничества на социально значимых предприятиях и в организациях: в Комбинате по благоустройству города Улан-Удэ - фиктивный учет рабочего времени, комитете по управлению имуществом и землепользованию - незаконное предоставление в пользование земельных участков. А также в одном из районов - лоббирование главой муниципалитета интересов индивидуального предпринимателя.

Также в прошлом году оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального МВД выявили 46 фактов хищения бюджетных средств, в том числе выделяемых в рамках федеральных программ и национальных проектов.

Например, превышение должностных полномочий министром регионального правительства,  принявшим выполненные работы с завышением их стоимости на сумму более 1 млн рублей. Деньги выделялись в рамках национального проекта «Экология». Возбуждено уголовное дело на руководителя одного из образовательных учреждений республики по факту хищения бюджетных средств в рамках реализации национального проекта «Демография».

Конец карьеры 

Впрочем, про самые громкие случаи прошлого года силовики все же умолчали. Так, приговор за взятку получила экс-начальница комитета по управлению имуществом (КУИ) Улан-Удэ Анастасия Кузовлева.

Про обыски в ее офисе и задержание сотрудниками ФСБ стало известно еще в октябре 2021 года. Тогда бывший начальник КУИ уже была уволена и устроилась руководителем столичного центра занятости населения.

Ее обвиняли в трех эпизодах получения взяток, в том числе в крупном размере. Поэтому чиновницу сразу же заключили под стражу и начали расследование. Выйти из СИЗО ей удалось только весной этого года. Как сообщали тогда силовики, «обвиняемая полностью признала вину, раскаялась в совершенных преступлениях и в целях содействия следствию заключила досудебное соглашение о сотрудничестве».

В итоге суд признал ее виновной и приговорил к шести годам лишения свободы со штрафом в размере 4 млн рублей с лишением права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком пять лет. Отбывать наказание экс-чиновница начнет после достижения ее ребенком 14-летнего возраста. Видимо, это и стало условием заключенного ранее соглашения о сотрудничестве.

Городские «легенды»

Еще одна городская чиновница,  «засветившаяся» сразу в нескольких коррупционных скандалах – Анна Глазкова. Она проходила в качестве подсудимой сразу в двух уголовных процессах. Оба напрямую связаны с ее работой в должности директора муниципального учреждения «Улан-Удэстройзаказчик». Она получила два приговора один за другим, дуплетом. Первый - в июле, второй - в августе.

Основная задача «Улан-Удэстройзаказчика» по его уставу - организация строительства, реконструкции, капремонта и ремонта различных муниципальных объектов. Каждый, кто стоит у руля учреждения, выполняет ее в меру своего понимания.

Первый «глазковский» случай относится к капремонту одной городской дороги. Муниципальный контракт подписали учреждение и строительная компания. Цена контракта - почти 100 млн рублей.

Анну Глазкову обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Июльским приговором ее признали виновной в совершении преступления и наказали штрафом в 50 тыс. рублей. В рамках гражданского иска прокурора о возмещении материального вреда с Анны Глазковой в пользу города взыскали указанные более 400 тыс. рублей.

Когда выносился этот приговор, в суд уже поступило второе дело против экс-директора. Оно имело похожий характер, но августовское стало более тяжелым.

Обвиняли уже не в злоупотреблении, а в превышении должностных полномочий, а также получении взятки. Глазкова пошла сразу по двум статьям УК РФ. Инкриминируемых эпизодов тоже два.

Первый касался контракта на строительство в Улан-Удэ автодороги от 102 микрорайона до 118-го стоимостью более 88 млн рублей. Второй эпизод – это история ремонта в центре Железнодорожного района. Там со строителями подписали контракт на 56 млн рублей.

Когда грянул гром, Анна Глазкова заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, вину признала. Августовский процесс прошел тоже в особом порядке. Прокурор подтвердил, что она активно содействовала расследованию, изобличала других участников преступления.

Экс-директор получила три с половиной года условно. Еще на два года запретили вести деятельность, связанную с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в сфере строительства.

Также приговор получил еще один бывший представитель мэрии Улан-Удэ – экс-председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский. Его наказали за превышение должностных полномочий в связи со скандальным делом о реконструкции Правобережных очистных. До сих пор идет дело бывшего руководителя муниципального «Водоканала» Жаргала Цыбикова. Его обвиняют в целом ряде преступлений: злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий и хищениях, в том числе в особо крупном размере. Недавно господина Цыбикова снова заключили под стражу.

«Позолотили ручку»

Конечно, большинство коррупционных преступлений совершили птицы менее высокого полета. Это инспекторы рыбоохраны, ГИБДД, сотрудники ФСИН и госкомпаний.

К примеру, в прошлом году суд вынес приговор в отношении бывшего государственного инспектора Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Он помогал браконьеру ловить рыбу. Поймали обоих. 

«Инспектор предоставлял задержанному информацию о местонахождении постов рыбоохраны и полиции, их времени работы и месте дислокации, времени и продолжительности полета беспилотного летательного аппарата над озером Байкал», - рассказывали силовики.

В итоге инспектор получил пять лет условно.

Другой случай произошел в ФКУ «Исправительная колония № 2». Местный старший оперуполномоченный предложил одному из сидельцев мобильные телефоны и сим-карты, чтобы тот продавал их на территории колонии другим осужденным. Взамен сотрудник колонии пообещал зеку общее покровительство, содействие в получении условно-досрочного освобождения и непривлечение к дисциплинарным взысканиям за допущенные нарушения режима. В свою очередь, оперативник должен был получать свой процент с продаж. Заключенный согласился. В итоге – уголовное дело.

Не обошлось и без коррупции среди самих силовиков. К примеру, на взятке попался старший инспектор отдельного специализированного батальона ДПС ГИБДД. Он потребовал с водителя взятку за поддельные права. И попался.

Впрочем, сообщений о пойманных водителях-взяткодателях больше, чем о взяточниках в погонах. К примеру, только в декабре прошлого года полицейские зарегистрировали три попытки подкупить инспекторов ГИБДД. Одна из них – пьяная женщина, предлагавшая сотрудникам бесплатное лечение зубов в обмен на их лояльность. Не помогло.

Это лишь малая часть коррупционных преступлений, которые всплыли в публичном пространстве в прошлом году. Причем  вопросы есть не только к тем, кто взятки берет, но и к тем, кто их дает. Ведь коррупция – вещь обоюдная. Пока жители не перестанут давать на лапу, взяточничество продолжит процветать.

Станислав Сергеев, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.