Держался до последнего

Министр образования Баир Жалсанов все-таки уходит с должности
A- A+
Глава Бурятии Алексей Цыденов подписал заявление министра образования республики Баира Жалсанова об отставке, поданное им еще несколько месяцев назад. Чиновник проработал на этой должности пять лет, если считать период его руководства с приставкой «и. о.». Хотя многие считали, что он не продержится на этой должности и года.

Решил уйти сам

Кресло под Баиром Жалсановым зашаталось после обысков в возглавляемом им Министерстве образования Бурятии в апреле этого года. Пресс-служба МВД сообщала тогда, что обыски связаны с расследованием уголовного дела по факту хищения денежных средств в особо крупном размере. Если быть точнее, речь шла о субсидиях частным детским садам. Предшествовал этому отчет Счетной палаты республики, выявившей многочисленные нарушения при выделении бюджетных средств через фиктивные «души».

Аудиторы выяснили, что в 2018 году 25 частным детсадам выделили 114,4 млн рублей из бюджета. В 2019 году - 142,7 млн рублей, а в 2020 году сумма выросла уже до 168 млн рублей. Параллельно увеличилось и число детей-пользователей услуги «частный детский сад». С 2464 - до 4130 душ. При этом у части организаций выявлены приписки.

«Проверкой установлены факты, когда условия по присмотру и уходу по адресу не созданы, при этом имеются приказы на зачисление детей именно по указанному адресу, табели о посещении детей заполнены также на этот адрес», - сообщала Счетная палата.

После этих событий Баир Жалсанов сам написал заявление об отставке по собственному желанию. Однако глава республики не спешил его подписывать, видимо, решив дождаться, чем закончится дело. В итоге министр ушел в отпуск без содержания.

Однако на прошлой неделе заявление Жалсанова все же было подписано. С чем связано такое решение, неизвестно. Вполне возможно, силовики все же нашли какие-то факты,  не позволяющие  чиновнику продолжать работу в этой должности.

Больше некому

Баир Жалсанов стал исполнять обязанности министра в 2016 году, когда прежний глава Минобраза Алдар Дамдинов был избран депутатом Госдумы от Бурятии. Последний считался весьма эффективным министром и показывал на этой должности неплохие результаты. И когда он покинул свой пост, выяснилось, что полноценной замены ему нет.

Кадровый голод и отсутствие альтернатив привело к тому, что это место занял не очень яркий и малоизвестный Баир Жалсанов,  до избрания Дамдинова трудившийся его замом. Первый год он работал с приставкой «и. о.», и многие предполагали, что ему на смену подберут кого-то более подходящего после выборов главы Бурятии,   намеченных на 2017 год.

Однако Алексей Цыденов, не стал после избрания рубить с плеча и решил оставить Баира Жалсанова, издав приказ о его назначении министром, избавив от приставки «и. о.».

С тех пор о каких-то особых достижениях Жалсанова на этой должности, как и вне ее, слышно не было. Он понемногу тянул министерскую лямку, редко попадая в публичное поле.

Пять лет без достижений

Проблем в образовании с тех пор, конечно, не убавилось. Один из главных вопросов – повышение зарплат учителей - тянулся годами, вызывал много споров и начал сдвигаться с мертвой точки только сейчас.

Его участие в масштабном строительстве инфраструктуры: школ, детсадов и т. д., скорее, номинальное. Ведь федеральные деньги на эти цели выбивал лично глава республики, а за их освоение отвечали  больше Минстрой и муниципалитеты.

Не смог Баир Жалсанов окончательно решить вопрос и с безопасностью школ. После случая в школе в Сосновом Бору, когда школьник напал на детей с топором, особых достижений по созданию систем контроля и охраны также не замечено. В этом году данный вопрос встал повторно  после нападения на школу в Казани. И выяснилось, что в учреждениях образования Бурятии по-прежнему не соблюдены антитеррористические требования.

Не удалось решить и проблему дефицита кадров в школах республики. Да, была запущена программа «Земский учитель», но опять же назвать это заслугой Жалсанова нельзя.

С большим трудом сфера образования Бурятии пережила прошлогоднюю «дистанционку». Выяснилось, что учреждения республики просто не готовы к такому формату обучения, и его пришлось осваивать буквально на ходу. Вскрылись проблемы и с оснащением школ техникой, и с недостаточной подготовкой педагогов в техническом плане.

Другими словами, Баир Жалсанов не имеет ни одного яркого достижения на посту министра образования, которое было бы известно широкой аудитории. И занимал эту должность, скорее всего, потому, что больше некому.

Кто займет кресло министра теперь, непонятно. Есть вероятность, что власти пойдут по старому сценарию, поставив вместо уволившегося министра его зама – Валерия Позднякова,  сейчас работающего с приставкой «и. о.». Либо попытаются уговорить вернуться на эту должность Алдара Дамдинова, у которого через пару месяцев истекает срок полномочий депутата Госдумы. Ведь на выборы нового созыва парламента он в качестве кандидата так и не заявился.

В любом случае новому министру придется столкнуться с целым рядом проблем, многие из которых мы уже перечислили. Это и оплата труда педагогов, и «ковидные» сложности, и кадровые вопросы. Чтобы их решить, Бурятии нужен профессионал с серьезным опытом работы. Но где его взять?

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.