Каким будет бюджет-2022

Депутаты Хурала рассмотрели черновик главного финансового документа Бурятии
A- A+
Хотя об окончательных параметрах бюджета нашего региона говорить еще рано, у депутатов Народного Хурала уже имеется целый ряд вопросов к «верстальщику» республиканской казны – минфину Бурятии. Они касаются как поддержки отдельных отраслей экономики, так и финансовой честности чиновников.

Финальные правки

Однако, прежде, чем перейти к бюджету следующего года, члены бюджетного комитета Хурала на очередном заседании рассмотрели изменения по году текущему. Не секрет, что бюджетные параметры меняются постоянно на протяжении года, ведь предсказать точную финансовую картину заранее невозможно.

Как известно, казна республики состоит из двух частей: того, что Бурятия зарабатывает самостоятельно (в основном это налоги, остающиеся на региональном уровне, а также неналоговые доходы) и безвозмездных поступлений – того, что спускают нам федеральные власти. Так как Бурятия – регион дотационный, то вторая половина традиционно перевешивает первую.

Изменения бюджета-2021 касаются как собственной части, так и федеральной. Налоговые и неналоговые доходы республики увеличиваются на скромные 77,6 млн. рублей. Большая часть – это поступления по налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения (75 млн. рублей), остальное – перевыполнение плана по штрафам.

По безвозмездным поступлениям цифра более впечатляющая. Дополнительно республика получит более 687 млн. рублей. Львиная доля этой суммы будет направлена на социальные выплаты. Например, 293 млн. выделяется из резервного фонда правительства РФ на ежемесячную выплату, назначаемую за рождение третьего и последующих детей до достижения ими трехлетнего возраста. Еще 394 млн. – на те же выплаты, только детям от трех до семи лет.

Помимо социальной сферы, расходы бюджета изменяются и в области инфраструктуры. Так, из-за резкого повышения цен на стройматериалы в этом году стоимость строительства многих объектов выросла. И из бюджета пришлось выделять дополнительно более 72 млн. рублей, чтобы работа не встала. Это касается строительства Дома культуры в селе Нестерово, двух детских садов Улан-Удэ: по улице Боевая и в мкр. Забайкальский. Также удорожание коснулось школы по улице Автотранспортная в Советском районе Улан-Удэ.

Социальные приоритеты

Впрочем, депутатов больше интересовал бюджет будущего года. Ведь в ближайшие месяцы будет идти активная работа по формированию и уточнению как доходов, так и расходов. В итоге окончательный вариант документа будет принят в конце года.

Как сообщила членам бюджетного комитета заместитель министра финансов республики Ольга Хайдурова, объем доходов бюджета на будущий год планируется на уровне 83,7 млрд. рублей, расходы – 88,6 млрд. Соответственно, дефицит составит 4,9 млрд. рублей. 

Собственные доходы республики планируются на уровне 33,4 млрд, остальное – безвозмездные федеральные поступления. К слову, объемы федеральных денег в последнее время ежегодно увеличиваются.

- Положительная динамика безвозмездных поступлений в основном связана с увеличением субсидий на социальную поддержку, - поясняла депутатам Ольга Хайдурова.
Как и прежде, львиная доля бюджета приходится на социальные расходы. В этом году на эту сферу уйдет 70,1% от всех расходов.

- Безусловным приоритетом является обеспечение социальных обязательств перед гражданами республики. На реализацию ГП «Социальная поддержка граждан» предусмотрено в 2022 году 19,9 млрд. рублей, - сообщила Ольга Хайдурова.

Лишняя скромность

Депутаты пока что всего лишь приняли к сведению представленный минфином проект, но при этом даже к этому, можно сказать, «черновому» документу у парламентариев нашелся ряд вопросов. К примеру, депутат Баир Гармаев обратил внимание на то, что в проекте бюджета заложен крайне небольшой рост поступлений от добывающей промышленности. При том, что цены растут на многие ресурсы, добываемые в республике, в том числе и на уголь. Да и объемы добычи увеличиваются.

Ольга Хайдурова на это пояснила, что эти цифры – условные, и что сейчас минэкономики Бурятии отрабатывает с крупнейшими добывающими компаниями, пытаясь получить от них прогнозы на будущий год. Тем не менее Баир Гармаев указал, что это далеко не первый случай подобного занижения цифр.

- Год назад мы такой же вопрос задавали. И в течение года у нас несколько изменений было. Я думаю, что вы изначально занижаете цифры. А потом в течение года вдруг откуда ни возьмись появляются деньги. И они распределяются иногда без ведома Народного Хурала, - сказал Баир Гармаев.

Ольга Хайдурова тут же сделала ремарку – без ведома Хурала не положено и невозможно, но сути вопроса это не поменяло.

- Мы видим, что запросы, которые депутаты ставят – на них денег не хватает. Мы сейчас примем бюджет с дефицитом 4,9 млрд, хотя доходы будут. И мы видим на примере этого года, что у нас даже в первом квартале могут появиться миллиарды, - попенял Баир Гармаев. - Хотелось бы, чтобы минэкономики и минфин более точно посчитали.

Замминистра финансов согласилась с позицией депутата. Судя по всему, в ближайшее время мы можем увидеть более оптимистичные цифры по налоговым поступлениям в республике.

Между тем, вопросы, касающиеся доходов от добывающей промышленности, нашлись и у других депутатов. Так, Алексей Багадаев обратил внимание на поступления от нефритовой отрасли.

-  Восемь компаний в Бурятии занимаются добычей нефрита. Мы не видим прозрачности. Сколько планируется добыть в следующем году? В прошлом году мы задавали этот вопрос и с трудом получили ответ от предыдущего министра природных ресурсов, - рассказал он. - Недавно бурятской таможней на границе был задержан нефрит – один грузовик на 100 млн. рублей. Представляете, насколько серьезные объемы добычи? При этом, на мой взгляд, это происходит абсолютно непрозрачно.

Альтернатива для фермеров

Обсудили депутаты и поддержку некоторых отраслей экономики. В частности, депутат Сергей Козлов напомнил о фермерах, чьи хозяйства располагаются в удаленных местностях, где нет электричества.

- По программе АПК – поддержка фермеров, удаленных от централизованной сети. В прошлый раз министр говорил, что эта мера необходима для развития сельского хозяйства и отдаленных территорий. Как-то учитывается данная мера в бюджете 2022 года? – поинтересовался депутат у Ольги Хайдуровой.

Речь идет об обеспечении таких фермеров альтернативными источниками энергии. Ведь протянуть к ним электросети – мероприятие, которое обошлось бы бюджету в сотни миллионов, а то и в миллиарды рублей. При том, что экономический эффект таких расходов минимален.

- Именно по этому направлению в этом году было предусмотрено 5 млн. рублей. На 2022 год предусматривается предварительно 17 млн. рублей, - пояснила Ольга Хайдурова.

Конечно, это только начало работы над главным финансовым документом Бурятии. Как рассказал председатель бюджетного комитета Народного Хурала Александр Бардунаев, в ближайшее время над проектом будет проведена большая работа.

- В дальнейшем, согласно законодательству, у нас будут организованы публичные слушания, которые пройдут 11 ноября. 18 ноября у нас будет сессия Народного Хурала, где мы примем бюджет в первом чтении. После этого будут организованы рабочие группы, в которых бюджет будут готовить ко второму чтению.

Таким образом, бюджетные параметры будут меняться в ближайшие месяцы. Например, окончательная картина по безвозмездным поступлениям станет ясна только после принятия Госдумой федерального бюджета, а доходы от налогов по различным отраслям – после прогнозов основных плательщиков. Тем не менее и правительству, и депутатам уже сейчас есть над чем поработать, чтобы в конечном итоге главный финансовый документ сыграл максимально эффективно в пользу развития бурятской экономики и социальной сферы. А в конечном счете – на улучшение жизни населения региона.

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.