Урок под дулом автомата
12 мая в 29-й гимназии произошло ЧП. Ученица 9 "б" класса обнаружила пропажу своего мобильника. Предположительно, девочка оставила его в своей парте.
— У меня начинался шестой урок у 10 "а" класса, — рассказывает учитель географии Сэсэг Доржиева. — Прибежала девочка, сначала сказала, что потеряла телефон. Посмотрела в столе, не нашла. Потом она пришла уже со своим классным руководителем. Надежда Юрьевна сказала, что кто-то из ребят 10-го класса взял телефон, потому что ее класс не мог этого сделать, и потребовала вернуть украденное. Мол, если не вернете, вызову милицию.
До приезда милиционеров тот же преподаватель заставила всех детей находиться в классе. Весь шестой и седьмой урок дети просидели в кабинете. Потом прибыли вооруженные милиционеры.
— Сам факт нахождения в школе человека с автоматом уже настораживает! — возмущается директор гимназии Жаргал Сультимова. — Тут же все-таки дети. Они же не преступники! Ведь даже взрослым становится не по себе от вида оружия. Я в законах не очень разбираюсь, но предполагаю, что права детей нарушены.
Детей начали "колоть"
По свидетельству очевидцев, ребят не выпускали даже в туалет. Более того, сотрудники милиции начали опрашивать учеников по одному, применяя "взрослые" методы психологического воздействия.
— Милиция стала опрашивать детей без согласия родителей, без присутствия инспекторов ПДН, — говорит классный руководитель 10 "а" класса Бутид Цыремпилова. — Мне сотрудники милиции заявили, что это неофициальная беседа без протокола, и стали приглашать по одному мальчику в кабинет. Одного из ребят допрашивали, когда никого из взрослых рядом не было. Ему говорили: мол, признавайся, все равно твой одноклассник тебя уже выдал, сказал, что это ты взял. При беседах с другими учениками я уже присутствовала, подошли родители, поэтому таких высказываний себе уже никто не позволял.
Позже подъехали инспекторы ПДН. С последним из учеников разговаривали вплоть до семи часов вечера. Если бы не подоспевшие вовремя родители, еще не известно, чем бы это дело закончилось.
"Система Пиночета"
Задержанием своих детей в школе возмущены все родители учащихся. Общее мнение примерно одинаково: какое право имеют сотрудники правоохранительных органов обращаться с их детьми как с преступниками?
— Я приехал в гимназию после 4 часов, — говорит Чингиз Аранзаев, отец одного из задержанных гимназистов. — Я был одним из первых приехавших родителей. Но милиция почему-то уже допрашивала детей.
Как говорит Чингиз Аранзаев, ребят, которых милиция уже опросила, держали в отдельном кабинете, а тех, кого еще не допросили, — в другом. Выходить из кабинетов не разрешалось никому.
— Эти ребята учатся в классе по направлению МВД, — говорит Чингиз Аранзаев. — Это такая специальная программа в школе. А милиция к ним так отнеслась! Я им сказал: "Это же ваша смена растет, а вы так с ними обращаетесь!"
Отец другого гимназиста, Дамба Занданов, возмущен не меньше:
— В какой стране живем? Милиция не выпускает в туалет, заставляет сидеть взаперти. С автоматом детей охраняют. Это разве воспитание? У нас система Пиночета, что ли? Никогда такого не было, чтобы на ребенка кричали, ругали. А тут пришли органы, без всякого разрешения начали прессовать. Школа — второй дом, как так можно делать вообще?
Телефон нашелся сам
Родители уже написали жалобу директору 29-й гимназии, попросив провести внутреннее расследование в отношении учителя, по чьей инициативе и произошло все вышеописанное.
"Какими законами и моральными принципами руководствовалась Алешина, подозревая весь класс в краже телефона, затем допустив детей к сотрудникам милиции без родителей, инспекторов ПДН? Мы считаем, что только из-за нашего вмешательства в незаконный следственный эксперимент с детьми без присутствия родителей сотрудники милиции отпустили половину детей по домам примерно в 6 часов вечера. Дети жаловались на чувство голода, нервное напряжение в связи с допросом", пишут в жалобе родители.
Действия сотрудников правоохранительных органов также будут обсуждаться родителями коллегиально. Адвокат Андрей Соков согласен с родителями и считает, что налицо нарушения прав детей:
— Удержание в классе детей незаконно. Так же, как допросы несовершеннолетних без присутствия их законного представителя. Родителям следует обратиться в прокуратуру.
Кстати, опросы и допросы класса окончились ничем — мобильник не был найден. Нашелся он чуть позже.
— На следующий день телефон уже был у девочки. Я позвонила ее бабушке, спросила, каким образом телефон появился. Она мне сказала, что его подкинули. Якобы девочка после второго урока зашла в раздевалку и обнаружила в кармане куртки телефон, — говорит директор гимназии Жаргал Сультимова.
"Все законно"
В конце концов, у этой запутанной истории, казалось бы, счастливый конец. Телефон найден, заявление о краже из милиции забрали. Правда, непонятно, за что пострадали дети, испытавшие нервное потрясение, вплоть до позднего вечера находясь почти в заключении, в окружении многочисленных сотрудников милиции.
Зато довольны родственники девочки, потерявшей телефон. Они убедительно просили не упоминать в газете свои имена, но отметили, что только благодаря вмешательству милиционеров телефон девочке вернули.
В подразделении по делам несовершеннолетних утверждают, что права детей нарушены не были.
— Там было совершено преступление, о котором сообщение поступило в милицию. Выехала группа немедленного реагирования. Сотрудники подъехали и выяснили, что именно в этом классе была совершена кража. Классному руководителю сказали, чтобы вызвали родителей. Следственно-оперативные мероприятия проходили в рамках закона. Никто детей не задерживал. Дети сидели в классе в ожидании приезда родителей. В том, что в школе находился человек с автоматом, тоже нет ничего незаконного, он же не совершал никаких противоправных действий. Детей сначала опросили в присутствии педагога, а потом допрашивали уже в присутствии родителей, — говорит заместитель начальника ОДН ОМ 2 УВД по городу Улан-Удэ, капитан милиции Марина Жигжитова.