Этномода не для музея

В Улан-Удэ бум на пошив стильных национальных костюмов
A- A+
Первое, что удивляет любого жителя Бурятии в соседней Монголии, это национальный колорит, который окружает тебя везде. Самый яркий пример –  одежда, которую носят не только по праздникам или на концертах, но и в быту. В Улан-Удэ дизайнеры и предприниматели пошли дальше и создают целые коллекции современной национальной одежды, где нашлось место не только традиционным дэгэлам, но и молодежным толстовкам и стильным пижамам.

Дэгэл для Медведева

Лосолма Протасова родилась и выросла во Внутренней Монголии. Известная актриса, блогер и предприниматель рассказывает, что любовь к шитью ей привила мама. 

- Я прекрасно помню свой первый дэгэл, мне было всего пять лет, мама мне сшила на утренник красивый костюм фиолетового цвета. Как я гордо танцевала в нем в садике. С тех пор прошло 30 лет, за это время я поменяла больше десяти дэгэлов, также мама сшила самые разные национальные костюмы братьям, себе и папе, - рассказывает Лосолма.
В одно время мама Лосолмы Протасовой работала в театре песни танца «Байкал» швеей.

- Иногда за кулисами я встречаю костюмы, сшитые моей мамой. Многие артисты, такие как Чингис Раднаев, Намгар Лхасаранова, Сэсэгма Бабудоржийн радуют зрителей со сцены в этих дэгэлах. А где-то в Москве лежит красивый дэгэл, сшитый для Дмитрия Анатольевича Медведева.

В конце прошлого года Лосолма вместе с мамой открыли свою школу по пошиву бурятских костюмов «Алтан Хурабша», что в переводе означает «Золотой наперсток». К ее удивлению, желающих научиться этому мастерству оказалось так много, что записывались за полгода вперед. 

- Для мамы важно передать свой опыт. Ведь ее знание передавалось из поколения в поколение. Мастерство портнихи можно понять по деталям. Если  энгэр (жилетка) сшит аккуратно, то и  дэгэл будет смотреться солидно. Красиво сшитый дэгэл ни в коем случае не полнит, не старит женщин. И при этом не делает похожим на музейные экспонаты прошлого века - все должно быть сдержанно, стильно и современно. Правильный дэгэл подчеркивает все достоинства, - отмечает Лосолма.

Этнобренд в массы 

Если старшее поколение тянется к традиционным дэгэлам, которые носили еще их бабушки и дедушки, то молодежь в такую моду не затянешь и силком. Компромисс нашли две девушки из Улан-Удэ. Основатель компании «Баян бренд» Саяна Бадмаева рассказала, что идея шить современную удобную одежду с национальным колоритом пришла ей в Монголии.

- Мы жили с подругой в Улан-Баторе и продавали монгольские брендовые вещи в соцсетях. Быстро поняли, что это очень востребованно в Бурятии. Количество заказов стало расти, но не все вещи «заходили». Часто не было подходящих размеров, что-то не нравилось нашим жителям. 

В итоге девушки решили шить сами – сначала открыли цех в Улан-Баторе, а сегодня работает мастерская и в Улан-Удэ.

- За пять лет мы выпустили множество коллекций самой разной одежды. И самое сложное – это найти качественные материалы. Были и провалы, когда поставщики подставляли с плохими тканями. Вторая проблема –  швеи, найти хорошего мастера  это квест, - рассказывает Саяна.

По словам предпринимателя, самое интересное в национальной моде –  востребованность. 

- В нашей работе девиз – «этностиль на каждый день». Нам важно, чтобы национальную одежду носили и на работу, и на учебу, и просто дома. Например, мы шьем пижамы, шорты. А глобальная цель –  через одежду и аксессуары привить любовь к традициям и родине.

Интересно, что клиенты у этнического магазина нашлись не только в родной Бурятии или землячествах.

- У нас бурят-монгольский бренд. И пользуются большим спросом свитшоты, их активно покупают в Калмыкии, Якутии и Тыве, причем местные жители, - говорит Саяна.

Платья, рубашки, спортивные костюмы, пижамы, куртки и свитшоты – новые коллекции придумывает сама Саяна. Дальше девушке помогают профессиональные консультанты – дизайнеры и швеи-конструкторы: «У нас не масс-маркет, где по одним лекалам шьются тысячи экземпляров. В бурятской одежде много ручной работы. Например, с пуговицами - на каждую уходит до получаса, а  их в платье - шесть».

Ставка на молодежь оправдала себя – за одеждой с национальным колоритом приходят семьями. 

- Сейчас стали модными фэмили луки, и в одном образе семьи ходят не только на свадьбы или миланы, но и в будни. Мы не боимся экспериментировать и ищем новые тенденции. Используем яркие, необычные цвета, недавно стали добавлять рюши к платьям, исследуем детскую моду, - добавляет Саяна.

Мастера на вес золота

О том, что костюм  - самая наглядная иллюстрация национальной культуры, говорят давно. В этом году в Улан-Удэ пройдет уже третий фестиваль национального костюма - первый конкурс вызвал небывалый ажиотаж среди мастеров.

- Идея проведения данного мероприятия зрела давно. Мы, как практики, непосредственно работающие с населением, давно замечаем тревожную тенденцию, что буряты не знают своих родовых костюмов, пренебрежительно к ним относятся, стесняются их носить, считая архаизмом, пережитком прошлого. Более того, некоторые не знают, какого они рода-племени, – говорит автор идеи фестиваля-конкурса, дизайнер Раджана Будаева. 

По ее словам, многие портные не соблюдают каноны, технологию пошива национальной одежды, шьют как попало. 

- Нет единой площадки для общения,  передачи опыта. На вес золота и настоящие мастера, профессионалы своего дела. Мало школ и курсов по пошиву национальной одежды,  и они разрозненны. Все эти грустные моменты и навели на мысли о создании такого проекта, который дал бы импульс к возрождению традиционной одежды, организации пространства для общения, как для мастеров, дизайнеров, так и для обычных людей, желающих иметь правильные родовые костюмы.

Самая интересная история случилась с одним из победителей конкурса  Аюной Очировой. Она вышла замуж за выходца из Селенгинского района Булата. Он всю жизнь считал себя сонголом, и только благодаря конкурсу они начали изучать родовое древо и выяснили, что являются представителями рода буумал готол из булагатов. Булату было психологически трудно привыкнуть, что он не сонгол, а булагат.

С этого момента началась трудоемкая работа по сбору материала для правильного пошива булагатского костюма. И здесь возник один нюанс: тот вариант наряда из XIX века, который Аюна нашла в архивах, ей не понравился, так как оказался излишне европеизированным. Особенно не по душе пришелся головной убор в виде шапки с цветами, поэтому Аюна приняла решение поискать более старинный вариант, например XVIII века. И не нашла. Поэтому решила отшить только мужской вариант без головного убора, а поиск отложить на потом или придумать самой. 

Не секрет, что национальные бурятские костюмы делятся по родам и сильно отличаются друг от друга. И, может быть, именно молодежная этноодежда со свитшотами и платьями объединит народ и позволит сохранить культуру.

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.