Ход «Щукой»

В Буряад театре показали спектакль «Ее зовут Бальжин»,  основанный на бурятских летописях про княжну Бальжин хатан
A- A+
Его сыграли новички театра - выпускники института имени Бориса Щукина.

В течение года с успехом шла в Москве на сцене Учебного театра института. Над сценическим воплощением спектакля работали режиссер Сойжин Жамбалова, художник Ольга Богатищева и хореограф Мария Сиукаева. 

Драматические события из личной жизни княжны Бальжин хатан происходят в XVI веке, в эпоху, когда сотрясались Китай и Монгольская степь, зарождалась Цинская империя, а Россия твердо продвигалась на Восток. Молодая княжна вместе с возлюбленным, принцем королевских кровей, и подданными бежит от дворцовых интриг и ревнивой свекрови в северные пределы империи. Настигнутые охраной, она ценой своей жизни дарит свободу вверенному ей народу. 

Память о мужественной девушке-воительнице и ее подвиге до сих  пор хранят названия гор, озер и местностей в Забайкалье, а ее имя воспето благодарными потомками в дошедших через сотни лет народных песнях и легендах. 

Рая Бадмаева – одна из щукинских новобранцев Буряад театра. Спектакль о Бальжин-хатан всегда наполняет, по словам актрисы, ее и друзей по институту неведомой силой. Знает о Бальжин-хатан со школы по произведению Цыбена Жамсарано. Но взгляды о ней изменились: осознала масштаб ее исторической роли. Считает бегство княжны из дома родителей мужа не бунтом девочки, а волевым решением во имя спасения родного народа. 

- Жизнь Бальжин-хатан учит верности себе, не предавать свое внутреннее «я». Не быть с краю, полагая, что все обойдется. И принимать решения думая не только о себе, но и заботясь об окружающих. 

Премьеру спектакля высоко оценили и в Москве, и в Улан-Удэ, причем не только зрители, но и театральные критики. Известный эксперт Анна Степанова отметила авторов,  превративших сюжет по мотивам бурятских летописей в «абсолютно актуальное и практически феминистское высказывание». 

Одним из интересных сценических решений стали простые красные резинки, которые «роскошно членят пространство, снизу вверх и наискосок расчерчивают его пижонской геометрией, превращаются в луки, плахи и ущелья».

Спектакль получился смелым не только по пластике и смешению с вестернизацией, но и по деликатному обращению к теме любви. 

- Первая часть спектакля режиссерски безупречна - Сойжин придумала систему мизансцен, когда одна на наших глазах плавно перетекает в другую, и этот льющийся рисунок завораживает, вбирая в себя пластические этюды, пение и музицирование. И заканчивается он упоительной сценой первой брачной ночи, - говорит доцент кафедры ГИТИС. 
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.