Косят траву на поляне

После пандемии в Бурятии выросло число аллергических реакций на полынь
A- A+
С началом теплого сезона в Бурятии  граждане-аллергики с тревогой ждут начала цветения деревьев, а затем и кустарников,  превращающих их жизнь в ад. Прежде всего, речь идет о страдающих от цветения полыни, число которых за два «ковидных» года выросло примерно на четверть и составляет десятки тысяч человек. 

Почему в  республике так быстро растет количество страдающих от удушающего воздуха, напитанного ядовитой для организмов пыльцой?  И почему, несмотря на миллионы рублей, выделенных на борьбу с опасной травой, ситуация не улучшается? 

Вездесущая пыльца

Медики Бурятии бьют тревогу - после пандемии в Бурятии   участились обращения с жалобами на аллергию,  причем многие  предпочитают лечиться самостоятельно, принимая дома противоаллергенные препараты «Супрастин» или «Зиртек».

- Примерно в половине случаев аллергизация населения у нас связана с полынью и прежде всего в период ее цветения, в июле-августе,  - рассказывает врач аллерголог, кандидат медицинских наук Инга Номоева. - Число обращений ежегодно увеличивается, особенно после пандемии, когда защитные силы людей были ослаблены коронавирусом.

По словам эксперта, для аллергика достаточно незначительного количества пыльцы или мелкой пыли полыни, чтобы запустить реакцию воспаления. Основные симптомы аллергии проявляются со стороны раздраженных пыльцой слизистых оболочек глаз, носа, верхних и нижних дыхательных путей. Болезнь быстро прогрессирует и может даже приводить к удушью и летальному исходу (в случае отека Квинке).

Самое печальное, что никто не застрахован от аллергии. Если даже здоровый человек, пока не страдающий аллергией, вдруг вдохнет очень большое количество аллергена, то и в его организме может произойти сбой в иммунной системе, тогда организм начнет работать неправильно, слишком остро реагируя на пыльцу.  А один раз начавшись, аллергия  больше не оставляет человека,  фактически являясь неизлечимой. 

Добавим, что в Улан-Удэ число аллергиков особенно быстро растет в загрязненных районах с интенсивным трафиком машин с дизельными двигателями. По данным исследований, выхлопы дизельного автотранспорта аккумулируют пыльцу и с частичками несгоревшего топлива  глубоко проникают в легкие, осложняя течение болезни. Поэтому на первый план выходит ограничение контакта с аллергеном - пыльцой. Но как быть, если полынь растет везде? 

Директор ФГБУ «Россельхозцентр» по Бурятии Намжил Мардваев уверен, что проблема в запустении сельского хозяйства.

- Около десятой части  сельхозугодий в республике используется по назначению, многие земли, в том числе расположенные рядом с Улан-Удэ, долгие годы находились вне оборота и заросли сорной травой и кустарниками, - сообщил он. - Это напрямую влияет на заболеваемость граждан.

По его словам, существуют эффективные технологии,  улучшающие качество почв и вытесняющие ту же полынь, которая занимает тысячи гектаров бывших пахотных земель. Также, по словам эксперта, контролирующие ведомства должны более принципиально относиться к владельцам площадей, где растет полынь.

Назрела необходимость разворота властей к проблеме массовой  заболеваемости аллергией на полынь в Бурятии. Ведь в соседней Иркутской области, по данным бурятских медиков, проблема с аллергией на этот сорняк не столь остра, поскольку местные власти там не допускают массового разрастания травы на необрабатываемых и бесхозных землях. 

Да и в Бурятии принимаются жесткие штрафные санкции к владельцам земель, где растет марихуана. Почему бы не распространить эти же требования и к полыни,  наносящей, быть может, еще более тяжелый ущерб здоровью десятков тысяч жителей Бурятии?

А пока аллергики вынуждены либо уезжать из Бурятии в августе, либо ходить по улицам в медицинских масках. Они, кстати, по словам медиков, хорошо защищают от пыльцы. Также помогают в борьбе с аллергией и бытовые домашние фильтры, и завешивание окон. 

Миллионы на траву
 
Между тем на борьбу с травой в бюджете Улан-Удэ выделяются миллионы.

 В рамках исполнения муниципальной программы «Зеленый город» по итогам работы в 2021 году МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» выполнил работы по кошению травостоя 596,1 тыс.  квадратных метров на сумму 4,5 млн рублей,  сообщили в Комбинате по благоустройству Улан-Удэ.

Помогало косить траву и МБУ «Городское лесничество», оно в прошлом году срезало траву на площади  в 1033,71 квадратного метра. Однако, как сообщили в Комбинате по благоустройству, в прошлом году депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов «передали полномочия по кошению травостоя с 1 июля 2021 года администрациям районов города». Насколько это отразится на темпах срезок полыни, пока неясно, в целом финансирование работы не уменьшилось, а подрядные организации готовятся в этом году дать бой вредоносной полыни.

Сами же улан-удэнцы не верят в победу над сорняками путем их срезки и косят ее ручными триммерами. Поскольку эта процедура  носит в основном эстетический характер, поэтому и не приводит к ощутимому результату.

- Надо уничтожать на корню полынь, выдирая его с корнем, — убежден депутат Хурала Найдан Чимбеев. - Понятно, что, постоянно срезая стебли полыни, несколько уменьшается цветение, но, чтобы полностью ликвидировать проблему, необходимо в течение двух-трех лет выдирать с корнем это растение, а еще лучше использовать дефолианты.

Дело рук самих утопающих?

Улан-удэнский предприниматель Александр Воробьев призывает граждан и ЖЭУ еще до цветения полыни в окружности минимум 300 метров от дома выдернуть все молодые побеги полыни.  

- Пока не цветет, она неопасна, и опыт показал, что очищенная на этом расстоянии территория не позволяет ей ухудшать жизнь людей, страдающих от аллергии, - сообщил он.

Ранее мы сообщали об опыте Александра (страдающего от аллергии) в борьбе с полынью. По его словам, сорняк очень живуч даже после вырывания с корнем, пуская новые всходы. И процедуру выдирания растений с корнем ему приходится повторять снова и снова, постепенно ослабляя растения до их полного уничтожения.  

Также в прошлом году улан-удэнец использовал в борьбе с сорняком разрешенный гербицид «Раундап», разбавил его и в спецодежде, маске и перчатках  обработал близлежащие заросли полыни. Спустя несколько дней растения в округе не стало, а аллергический насморк у него уменьшился.

По его словам, до цветения полыни еще есть время. Если коммунальные ведомства совместно с подрядными организациями и жителями города успеют уничтожить полынь возле своих домов, то это заметно сократит общее число страдающих аллергиков города. А пока люди вынуждены тратить деньги на дорогие лекарства, тогда как корень проблем заключается лишь в массовом очищении территорий от вредоносных зарослей.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.