«Битва» за бурятские курорты продолжается

В центре событий - лицензии на минеральные источники
A- A+
Отпуск, чистый воздух, оздоровление, уютные номера, радостные клиенты… Курортная отрасль Бурятии является тихой благодатью лишь только на  поверхностный взгляд. Заглянув «за занавеску»,  порой можно увидеть просто шекспировские страсти.

Борьба с зависимостью 

На прошлой неделе «Номер один» рассказал о том, как бурятский ФОМС пытается взыскать с профсоюзного санаторно-курортного учреждения «Байкалкурорт» 32,6 млн рублей. И даже одержал первую победу на этом пути.

Если сегодня вновь рассмотреть эту легендарную профсоюзную «контору», то выяснится интересная вещь.

Как все знают, курорты «Аршан» и «Горячинск» (некогда профсоюзная собственность) пару лет назад перешли из собственности профсоюзов к частной фирме. Однако лицензии на минеральные источники, воду которых данные курорты используют при оздоровлении своих клиентов, до сих пор находятся в ведении профсоюзной стороны. Непосредственным их держателем является СКУП «Байкалкурорт».

Сложилась парадоксальная картина. Имущественный комплекс двух указанных курортов теперь находится в собственности ООО «Курорты Бурятии». А лицензии на то, на чем, по сути, зиждется курортная деятельность ООО, - на минеральные источники, фирме не принадлежат.

Сейчас две стороны сотрудничают и все идет нормально. Но все равно есть закономерный вопрос. Что будет с работой ООО «Курорты Бурятии», если «Байкалкурорт» и его учредитель (Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия) вдруг решат прекратить деятельность «Байкалкурорта»? Логика подсказывает, что в ходе прекращения деятельности все лицензии,  обладаемые «Байкалкурортом»,  аннулируются государством. 

Как в таком случае «Курорты Бурятии» станут выходить из положения, не очень понятно.

По нашему мнению, текущий формат взаимоотношений говорит о сильной зависимости фирмы от поведения ее профсоюзных, так сказать, партнеров. Считаем, что лицензии – это очень сильные рычаги влияния в руках профсоюзников, которые  в случае острой необходимости могут  начать их дергать.

В руководстве «Курортов Бурятии», как мы понимаем, осознают, что лицензии надо бы переоформить на фирму. И недавно хозяйствующий субъект предпринял попытку сделать это.

Право на воду и грязь

«Байкалкурорт» располагает сразу пятью лицензиями на пользование оздоравливающими недрами. Две из них касаются добычи минеральных вод на Горячинском и Аршанском месторождениях. Еще две – добычи лечебной грязи озер Котокельское и Цагаан-Нуур.

Последняя – это уже добыча минеральной радоновой воды Котокельского месторождения.

ООО «Курорты Бурятии»  подало заявку о переоформлении на себя трех лицензий: на «горячинскую» воду, а также на грязь и воду Котокеля. Неясно, почему фирма стала биться именно за данные лицензии, но это и не очень важно. Важно, что ее постигла неудача.

Отказ пришел от департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу. Там соответствующая комиссия рассмотрела ходатайство и рекомендовала отказать. Чиновники отметили, что закон допускает переоформление лицензии. Но надо соблюсти определенные требования. Отказывая в переоформлении, указано, что   не хватает документов. 

Профсоюзный «Байкалкурорт» дал письменное согласие на переоформление лицензий на ООО «Курорты Бурятии». Но вдобавок чиновники затребовали подтверждающее решение единственного учредителя – Объединения организаций профсоюзов Бурятии,   указанного в ЕГРЮЛ. Его не оказалось.

Дальнейший ход событий вызывает некоторое удивление. Вместо того, чтобы просто представить в департамент запрашиваемый документ, ООО «Курорты Бурятии» обратилось в суд с просьбой установить факт, что фирма является основным обществом по отношению к СКУП «Байкалкурорт». ООО посчитало, что в случае удачи  статус основного общества поможет добиться переоформления заветных лицензий – ведь стать учредителем «Байкалкурорта» фирма не имеет возможности.

Как показал судебный процесс, Фемида тоже не очень поняла такого поворота событий. 

Среди прочего  отмечено: «Применение категории «основное – дочернее общество» к некоммерческим организациям действующим законодательством не предусмотрено, поэтому решением суда в любом случае невозможно придать обществу «Курорты Бурятии» статус основного общества по отношению к частному учреждению через установление юридического факта как существующего жизненного обстоятельства».

Кроме того, удивленная бурятская Фемида   напомнила «Курортам Бурятии», из-за чего комиссия отказалась рекомендовать переоформить лицензии.

«Важно отметить, что из текста протокола заседания комиссии не следует, что причиной не рекомендовать переоформление лицензий на новое юридическое лицо послужило отсутствие у ООО «Курорты Бурятии» статуса основного общества по отношению к учреждению (к «Байкалкурорту». - Прим. ред.)», - указали участникам процесса.

Повторим, несмотря на переход к ООО «Курорты Бурятии» прав собственника имущества, ранее находившегося в оперативном управлении учреждения, и всех управленческих функций, данное ООО не приобрело статус учредителя СКУП РБ «Байкалкурорт». Ведь, согласно сведениям о регистрации, им осталось Объединение организаций профсоюзов.

Истец проиграл процесс в первой инстанции. Подав апелляцию, проиграл в суде второй  инстанции. А 5 мая 2022 года и в третьей инстанции тоже.

Профсоюзы: «К нам никто не обращался»

Стремление ООО «Курорты Бурятии» заполучить в добавление к имущественному комплексу, пожалуй, самых известных курортов республики «Аршан» и «Горячинск», лицензии на оздоровительные воды, грязи, понятно и объяснимо. В этом нет абсолютно ничего криминального.

Непонятно другое. Обсуждали ли «Курорты Бурятии» и руководство профсоюзов тему дачи согласия на переоформление лицензий на пользование недрами? «Номер один» связался с руководителями указанных структур и попросил прояснить ситуацию.

- К нам никто не обращался. Я вообще не в курсе данной проблемы по переоформлению лицензий, честно говоря, - сказал Дмитрий Колмаков, лидер бурятских профсоюзов.

- А если «Курорты Бурятии» обратятся за одобрением профсоюзов? -  уточнили мы. 

- Будем рассматривать, - ответил Дмитрий Колмаков. По его словам, профсоюзы с ними находятся в контакте, недавно даже прошла встреча.

Как гласит решение бурятской Фемиды, в описанный судебный процесс профсоюзы   приглашены в качестве заинтересованного лица, их известили, но они не явились. Никаких отзывов, пояснений  также не представили. В целом Дмитрий Колмаков пообещал разобраться, что происходит с застопорившимся переоформлением. 

Генеральный директор ООО «Курорты Бурятии» Геннадий Бандеев по итогам проигрыша в трех инстанциях подряд отметил «Номер один», что пока не принято решение о  дальнейшем обжаловании.

- Ходатайствовало ли ООО перед профсоюзами, чтобы те поддержали согласие «Байкалкурорта» о переоформлении? - спросили мы.

К нашему удивлению, Геннадий Бандеев не смог сразу прокомментировать этот важный момент - было ходатайство или нет. 

- Иначе могу вас ввести в заблуждение, - дипломатично пояснил бизнесмен.

Он подтвердил, логично, чтобы «Курорты Бурятии» обладали одновременно и имуществом, и лицензиями. 

- Будем бороться, работать и развиваться, - сказал руководитель фирмы.

Мы также надеемся, что нынешнее странное положение придет к своему здравому завершению. «Мяч» сейчас на стороне бурятских профсоюзов во главе с Дмитрием Колмаковым. Посмотрим, согласятся ли они «переписать» лицензии профсоюзного «Байкалкурорта» на «частников» или будут цепляться до последней возможности, видя в лицензиях последний рычаг влияния на свои проданные в 2019 году курорты.

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.