Скинуть бремя
Власти Бурятии хотели бы отдать три дороги в федеральную собственность
В республике уже не раз поднимался вопрос о печальном состоянии региональной автодороги Гусиноозерск – Петропаловка – Закаменск – граница с Монголией. Разбитая трасса длиной более 300 километров не первый год доставляет неудобства жителям Селенгинского, Джидинского и Закаменского районов.
В 2021 году люди обратились на прямую линию к президенту России с просьбой ускорить ремонт автодороги. Он, по мнению жителей, идет слишком медленно. Также создали петицию с просьбой обратить внимание на состояние автодороги. Петицию подписало более 8 тыс. человек.
Износилась на 90%
31 августа в правительстве Бурятии прошло совещание, посвященное проблемной дороге. Председатель ревизионной комиссии ОНФ в Бурятии Анатолий Мухамедчин напомнил о необходимости капитального ремонта: износ дороги составляет около 90%, а интенсивность движения составляет более 2 тыс. машин в сутки.
- В ОНФ поступали обращения от жителей о ненормативном состоянии автодороги, необходимости реконструкции, ремонта в целом и капитального ремонта на участках. Протяженность дороги составляет 326 километров, порядка 300 километров находится в плохом состоянии. Данная дорога характеризуется извилистостью, наличием большого количества сложных участков, отсутствием водоотведения в ряде мест и другими характеристиками, влияющими на сложность передвижения по ней, - пояснил Анатолий Мухамедчин.
Он отметил, что дорога обеспечивает необходимые межрегиональные и международные связи. Речь зашла о работающем на данный момент на российско-монгольской государственной границе автомобильном пункте пропуска «Айнек-Гол».
- Решить ключевую проблему жителей трех районов поможет открытие автомобильного пропускного пункта «Айнек-Гол». Монголия - важный стратегический партнер республики. К примеру, по итогу 2021 года внешнеторговый оборот Бурятии увеличился в 1,7 раза и составил 56,8 млн долларов (на 22,8 млн долларов больше, чем в 2020 году). В перспективе рост продолжится, и необходимо максимально способствовать этому. Возобновление работы данного КПП имеет особую важность и стратегическое значение. Открытие КПП позволит обеспечить мясом улан-удэнские предприятия и заменить импортные полуфабрикаты. Также пункт пропуска интересен для туристов - через «Айнек-Гол» проходит маршрут, связывающий озеро Байкал и восточную оконечность Хубсугула, - добавил Мухамедчин.
ОНФ просят составить проект и рассчитать стоимость затрат для открытия этого пункта. Также Анатолий Мухамедчин предположил, что с открытием КПП появится возможность поменять статус дороги с регионального значения на федеральный.
Не хотят брать
Замминистра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Белоколодов поддержал идею передать некоторые региональные трассы на федеральный уровень.
- С 2002 года мы пытаемся три дороги – Улан-Удэ – Романовка – Чита; Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск; Северобайкальск - Новый Уоян – Таксимо - передать в федеральную собственность, обосновывая тем, что они связывают столицы субъектов. Но не получается. Даже если взять эту дорогу, там КПП, и, следовательно, должна быть федеральная дорога. Но минтранс РФ говорит, что это двусторонний пункт пропуска и он, по сути дела, не работает. Также ситуация осложняется тем, что у наших соседей-монголов нет дороги вообще, - сказал Сергей Белоколодов.
Кроме того, по словам чиновника, одно из требований минтранса РФ для приемки дороги в федеральную – привести ее в нормативное состояние.
Тем не менее местный минтранс продолжает вести работу и ищет варианты передачи дороги в федеральную собственность.
- У нас много сел, не связанных твердым покрытием с этой дорогой. Сейчас изучаем прецеденты, когда региональные дороги включаются в федеральные. Сейчас в федеральную собственность разрешили принимать отремонтированные, а не только построенные дороги, но при этом нужно показать, что район развивается, а дорога должна помогать развивать производство, - пояснил замминистра.
Миллионы на ремонт
Что касается ремонта дороги Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск, то суммы выделяются немалые. Так, в этом году в Селенгинском районе приступили к ремонту участка с нулевого по 30-й километр. На это выделено 489 млн рублей, ремонт завершится в 2023 году. В настоящее время отремонтировано 20 километров трассы.
В 2023 году проведут ремонт с 30-го по 60-й километр, на это уйдет более миллиарда рублей. Ремонт участка займет два года.
- Нашего дорожного фонда на ремонт недостаточно, помощь идет из федерального бюджета. Хочу отметить, что это не самая худшая дорога. По дороге Улан-Удэ – Романовка – Чита - более серьезные проблемы. То, что творилось там, слава богу, на этой автодороге не будет, - заявил Белоколодов.
Ремонт дороги в Джидинском районе планируют сделать с 159-го по 169-й километр. Стоимость ремонта составит 550 млн рублей. Сроки реализации объекта – с 2023 по 2024 год.
- Это тот участок, который затапливается при высокой воде на реке Джиде. Там серьезная работа, нужно поднимать дорогу. Проект, в принципе, готов. Цена вопроса - 550 млн, - добавил замминистра минтранса.
Также в 2023 году планируется провести капитальный ремонт моста через реку Гэгэтуй, на него потратят 20 млн рублей. В программу дорожных работ на последующие годы включены мероприятия по разработке проектной документации и ремонту участков 169 - 186 километр, цена вопроса составит 1,1 млрд рублей.
В Закаменском районе разрабатывается проект ремонта дороги с 260-го по 272-й километр за 450 млн рублей. Работы планируют начать уже в этом году.
Помимо этого, за два года планируют сделать дорогу на мосту через реку Улекчин. Затраты - 50 млн рублей. Также необходимо провести работы на участках дороги со 186-го по 231-й километр и с 282-го по 320-й километр.
Ориентировочная стоимость всех этих работ обойдется почти в 6 млрд рублей. На проектно-сметную документацию необходимо дополнительно 60 млн.
Это все объекты, которые нужно привести в нормативное состояние в ближайшие годы. Сергей Белоколодов отметил, что реконструкции ждать не стоит в связи с неподъемными суммами. По его словам, реконструкция одного километра стоит около 100 млн рублей.
- В 2013 году мы посчитали, для того, чтобы привести все наши региональные дороги в порядок, нужно 200 млрд рублей. Тратим же на ремонт порядка 12 млрд в год, при этом цены растут и затраты увеличиваются, - подчеркнул замминистра.
Тем не менее на одном объекте все же сделают реконструкцию - с 320-го по 326-й километр на границе КПП «Айнек-Гол». Ориентировочная стоимость за 6,5 километра составила 546 млн. Реализовать проект планируют только после 2028 года.
Лариса Ситник, «Номер один».
В 2021 году люди обратились на прямую линию к президенту России с просьбой ускорить ремонт автодороги. Он, по мнению жителей, идет слишком медленно. Также создали петицию с просьбой обратить внимание на состояние автодороги. Петицию подписало более 8 тыс. человек.
Износилась на 90%
31 августа в правительстве Бурятии прошло совещание, посвященное проблемной дороге. Председатель ревизионной комиссии ОНФ в Бурятии Анатолий Мухамедчин напомнил о необходимости капитального ремонта: износ дороги составляет около 90%, а интенсивность движения составляет более 2 тыс. машин в сутки.
- В ОНФ поступали обращения от жителей о ненормативном состоянии автодороги, необходимости реконструкции, ремонта в целом и капитального ремонта на участках. Протяженность дороги составляет 326 километров, порядка 300 километров находится в плохом состоянии. Данная дорога характеризуется извилистостью, наличием большого количества сложных участков, отсутствием водоотведения в ряде мест и другими характеристиками, влияющими на сложность передвижения по ней, - пояснил Анатолий Мухамедчин.
Он отметил, что дорога обеспечивает необходимые межрегиональные и международные связи. Речь зашла о работающем на данный момент на российско-монгольской государственной границе автомобильном пункте пропуска «Айнек-Гол».
- Решить ключевую проблему жителей трех районов поможет открытие автомобильного пропускного пункта «Айнек-Гол». Монголия - важный стратегический партнер республики. К примеру, по итогу 2021 года внешнеторговый оборот Бурятии увеличился в 1,7 раза и составил 56,8 млн долларов (на 22,8 млн долларов больше, чем в 2020 году). В перспективе рост продолжится, и необходимо максимально способствовать этому. Возобновление работы данного КПП имеет особую важность и стратегическое значение. Открытие КПП позволит обеспечить мясом улан-удэнские предприятия и заменить импортные полуфабрикаты. Также пункт пропуска интересен для туристов - через «Айнек-Гол» проходит маршрут, связывающий озеро Байкал и восточную оконечность Хубсугула, - добавил Мухамедчин.
ОНФ просят составить проект и рассчитать стоимость затрат для открытия этого пункта. Также Анатолий Мухамедчин предположил, что с открытием КПП появится возможность поменять статус дороги с регионального значения на федеральный.
Не хотят брать
Замминистра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Белоколодов поддержал идею передать некоторые региональные трассы на федеральный уровень.
- С 2002 года мы пытаемся три дороги – Улан-Удэ – Романовка – Чита; Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск; Северобайкальск - Новый Уоян – Таксимо - передать в федеральную собственность, обосновывая тем, что они связывают столицы субъектов. Но не получается. Даже если взять эту дорогу, там КПП, и, следовательно, должна быть федеральная дорога. Но минтранс РФ говорит, что это двусторонний пункт пропуска и он, по сути дела, не работает. Также ситуация осложняется тем, что у наших соседей-монголов нет дороги вообще, - сказал Сергей Белоколодов.
Кроме того, по словам чиновника, одно из требований минтранса РФ для приемки дороги в федеральную – привести ее в нормативное состояние.
Тем не менее местный минтранс продолжает вести работу и ищет варианты передачи дороги в федеральную собственность.
- У нас много сел, не связанных твердым покрытием с этой дорогой. Сейчас изучаем прецеденты, когда региональные дороги включаются в федеральные. Сейчас в федеральную собственность разрешили принимать отремонтированные, а не только построенные дороги, но при этом нужно показать, что район развивается, а дорога должна помогать развивать производство, - пояснил замминистра.
Миллионы на ремонт
Что касается ремонта дороги Гусиноозерск – Петропавловка – Закаменск, то суммы выделяются немалые. Так, в этом году в Селенгинском районе приступили к ремонту участка с нулевого по 30-й километр. На это выделено 489 млн рублей, ремонт завершится в 2023 году. В настоящее время отремонтировано 20 километров трассы.
В 2023 году проведут ремонт с 30-го по 60-й километр, на это уйдет более миллиарда рублей. Ремонт участка займет два года.
- Нашего дорожного фонда на ремонт недостаточно, помощь идет из федерального бюджета. Хочу отметить, что это не самая худшая дорога. По дороге Улан-Удэ – Романовка – Чита - более серьезные проблемы. То, что творилось там, слава богу, на этой автодороге не будет, - заявил Белоколодов.
Ремонт дороги в Джидинском районе планируют сделать с 159-го по 169-й километр. Стоимость ремонта составит 550 млн рублей. Сроки реализации объекта – с 2023 по 2024 год.
- Это тот участок, который затапливается при высокой воде на реке Джиде. Там серьезная работа, нужно поднимать дорогу. Проект, в принципе, готов. Цена вопроса - 550 млн, - добавил замминистра минтранса.
Также в 2023 году планируется провести капитальный ремонт моста через реку Гэгэтуй, на него потратят 20 млн рублей. В программу дорожных работ на последующие годы включены мероприятия по разработке проектной документации и ремонту участков 169 - 186 километр, цена вопроса составит 1,1 млрд рублей.
В Закаменском районе разрабатывается проект ремонта дороги с 260-го по 272-й километр за 450 млн рублей. Работы планируют начать уже в этом году.
Помимо этого, за два года планируют сделать дорогу на мосту через реку Улекчин. Затраты - 50 млн рублей. Также необходимо провести работы на участках дороги со 186-го по 231-й километр и с 282-го по 320-й километр.
Ориентировочная стоимость всех этих работ обойдется почти в 6 млрд рублей. На проектно-сметную документацию необходимо дополнительно 60 млн.
Это все объекты, которые нужно привести в нормативное состояние в ближайшие годы. Сергей Белоколодов отметил, что реконструкции ждать не стоит в связи с неподъемными суммами. По его словам, реконструкция одного километра стоит около 100 млн рублей.
- В 2013 году мы посчитали, для того, чтобы привести все наши региональные дороги в порядок, нужно 200 млрд рублей. Тратим же на ремонт порядка 12 млрд в год, при этом цены растут и затраты увеличиваются, - подчеркнул замминистра.
Тем не менее на одном объекте все же сделают реконструкцию - с 320-го по 326-й километр на границе КПП «Айнек-Гол». Ориентировочная стоимость за 6,5 километра составила 546 млн. Реализовать проект планируют только после 2028 года.
Лариса Ситник, «Номер один».