С прицелом на Хурал

Кто, помимо Алексея Цыденова, вышел победителем из выборной гонки
A- A+
Для представителей оппозиции выборы-2022 закончились неоднозначно: три кандидата в сумме не смогли набрать и 15%. Но если для одних эти цифры означают оглушительный разгром, то для других - это маленькая победа и сигнал к дальнейшему движению вперед.

Без сюрприза

Итоги избирательной кампании в Бурятии были вполне ожидаемы. Алексей Цыденов «взял» 86,24% голосов, кандидат от КПРФ Виктор Малышенко, возглавляющий комитет по госустройству в Хурале, получил 7,12%. Лидер бурятской ЛДПР Сергей Дорош - 2,66%. А кандидат от партии «Новые люди» Семен Матхеев - 2,35% голосов.

Эти данные неокончательные, но после подведения итогов цифры сильно не изменятся. Ведь на момент их опубликования было обработано 99,76% бюллетеней.

Явка составила 39,47%. В 2017 году явка на выборах была на 1,5% выше. Впрочем, на фоне некоторых других регионов, где явка едва перевалила за 20%, Бурятия показывает вполне нормальный результат. Всего, к слову, в списках числилось 691 551 избиратель.

Оглушительный провал

Не будем останавливаться на Алексее Цыденове - его победа ожидаема, высокий процент голосов оправдан. Ведь у людей есть глаза, и они прекрасно видят результаты работы, которые до него не показывал еще никто из руководителей республики. Рассмотрим лучше остальных кандидатов. Ведь они по большому счету бились не за пост главы, а за политические баллы, которые пригодятся на выборах будущего года в Народный Хурал. И с этой точки зрения расклад довольно интересный.

Начнем с КПРФ. Результат в 7,12% можно назвать совершенно разгромным. Ведь обычно коммунисты набирают в пределах 15 - 20% голосов. Но эти времена, судя по всему, уже в прошлом.

Конечно, можно списать такое поражение на малую известность Виктора Малышенко, на высокие рейтинги главы республики. Но назвать Малышенко новичком нельзя – все-таки у него за спиной две кампании в Хурал и высокая должность в республиканском парламенте, которая в какой-то степени все эти годы играла роль своего рода трибуны.

На наш взгляд, дело в другом. За последние десять лет избиратель в Бурятии сильно изменился. Можно сказать, что он, в определенном смысле, повзрослел. И люди сегодня обращают больше внимания не на огульную критику и протест ради протеста, а на реальные результаты работы. Которыми КПРФ похвастаться не может. По большому счету коммунисты не могут предложить жителям республики ничего, кроме лозунгов.

Тем не менее КПРФ продолжает работать по старым лекалам, надеясь, что они сработают. И, судя по реакции рескома на результаты выборов, 7,12% для них стали шоком. Пересмотрят ли они свою тактику с учетом новых подходов или продолжат «ехать» на протесте, который становится все менее интересен, увидим в следующем году.

Закат ЛДПР

Результат Сергея Дороша  никого не удивил. В прошлом году на выборах депутатов Госдумы он также не смог преодолеть даже психологический 3%-ный барьер, набрав 2,34%. Самый успешный его результат на выборах подобного уровня - 4,39% на выборах главы Бурятии в 2017 году. Но тогда, во-первых, не было коммунистов – Вячеслав Мархаев не смог пройти муниципальный фильтр и выбыл из гонки. Во-вторых, Дорош был относительно новым лицом в региональной политике, которому избиратели дали кредит доверия. Как видно по результатам последних двух лет, кредит этот не оправдался.

Однако раньше такие скромные проценты для ЛДПР были не страшны. Ведь на выборах депутатов люди, независимо от отношения к Дорошу, шли голосовать за лидера партии Владимира Жириновского, традиционно взирающего на свой ядерный электорат с баннеров по всей Бурятии. Теперь же Владимира Вольфовича больше нет. А баннеры с Сергеем Дорошем, как видно, никого не впечатляют.

Таким образом, если в ЛДПР и на федеральном, и на республиканском уровне срочно не придумают нового, сильного и харизматичного лидера, который хлестко ударит по повестке (что вряд ли), то можно констатировать закат этой политической силы. Другими словами, на особый успех в будущем году партийцы вряд ли могут рассчитывать.

Шанс на влияние

На этом фоне выгодной становится позиция «Новых людей». Кандидат от этой партии Семен Матхеев хоть и набрал примерно такой же процент, как и Сергей Дорош, но для него это победа, а не поражение.

Ведь и КПРФ, и ЛДПР в этой гонке показали нисходящие результаты. Тогда как Матхеев выстрелил с нуля и сумел набрать сопоставимые цифры. Другими словами, пока другие оппозиционеры «падают», «Новые люди» идут в рост.

Нельзя забывать и про успех этой партии на прошлогодних выборах в Госдуму. «Новые люди» набрали тогда 11,22%, что для новичков  весьма солидная цифра. Максим Бувалин же,  баллотировавшийся тогда в депутаты, получил 6,35%. Учитывая, что он был таким же новичком, как и Матхеев, цифра впечатляющая. Правда тогда среди соперников не было Алексея Цыденова. Поэтому у Семена Матхеева в этом году, конечно, задача была посложнее. Отсюда и разница в голосах.

Таким образом, «Новые люди» получают реальный шанс заполучить места в Народном Хурале. На фоне устаревшей стратегии КПРФ, обезглавленной ЛДПР и изголодавшегося по новым лицам и партиям избирателя на выборах в 2023 году «Новые люди» имеют неплохие шансы стать новой политической силой, которая придет на смену старой оппозиции.

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.