Ответили за смерть работника

Родственники погибшего слесаря наказали ТГК-14  
A- A+
В августе 2021 года в Улан-Удэ погиб сотрудник  ТГК-14. Мужчина погиб во время проведения работ на тепловых сетях. Спустя год родственницы погибшего пытаются взыскать с компании компенсацию за смерть близкого человека.

Страшная смерть

Напомним, трагедия произошла вeчepoм 22 aвгycтa. Слесарь в составе  дeжypнoй cмeны выexaл в 111 квapтaл пo зaявкe мecтныx житeлeй oб oтcyтcтвии гopячeй вoды. Cпycтившиcь в тeплoвyю кaмepy, он oткpыл зaдвижкy, чтoбы cтpaвить из cиcтeмы cкoпившийcя вoздyx, пocлe чeгo пoднялcя нaвepx. 

«Чepeз нeкoтopoe вpeмя, ycлышaв шyм вoды, cвидeтeльcтвyющий o выxoдe вoздyxa, oн cпycтилcя oбpaтнo, чтoбы зaкpыть зacлoн. Oднaкo cпycтя нecкoлькo минyт мyжчинa пepecтaл oтзывaтьcя. Bидимocть внyтpи кoллeктopa из-зa пapa былa плoxой. Haпapник cпycтилcя вcлeд зa ним    и oбнapyжил cлecapя мepтвым в кипяткe. Bepoятнo, мyжчинa  без страховки ocтyпилcя нa мoкpыx тpyбax и  yпaл  в гopячyю вoдy, гдe пoгиб», - сообщали тогда в Следственном комитете.

Для подъема тела из камеры откачали воду.

- Мой муж отработал в  ТГК-14 девять лет   слесарем по ремонту оборудования тепловых сетей пятого разряда, был бригадиром. Вечером 22 августа я, как обычно, ждала его дома, мы собирались поехать к родственникам. Звонила ему весь вечер, но Олег не отвечал. На следующий день утром приехали коллеги, они и сообщили, что мужа больше нет в живых. Олегу был всего 41 год, - рассказывает супруга погибшего Галина Тихонова.

Вместе с сестрой погибшего Галина обратилась в суд. Женщины решили взыскать с  ТГК-14  компенсацию морального вреда, причиненного смертью близкого человека в размере 2 млн  рублей в пользу каждой, а также просили признать недействительным акт о несчастном случае в части установления в действиях погибшего грубой неосторожности в размере 60%.

Из материалов дела следует, что смерть работника наступила от механической асфиксии в результате закрытия дыхательных путей жидкостью (водой) при утоплении. Также на погибшем  обнаружены термические ожоги верхних дыхательных путей, туловища и руки общей площадью около 10%.

Кроме того, в организме погибшего был обнаружен этиловый спирт, в концентрации,  соответствующей средней степени алкогольного опьянения.

Галина Тихонова говорит, что на работу ее супруг в тот день уехал абсолютно трезвым и в целом никогда не позволял себе выпивать перед тем, как сесть за руль. 

Вина диспетчера?

В ходе расследования несчастного случая на производстве установили, что причиной несчастного случая стала неудовлетворительная организация производства работ.

В материалах дела перечисляется целый ряд факторов, которые были нарушены на  ТГК-14  и в конечном итоге привели к смерти человека.

«Отсутствие контроля со стороны ответственных должностных лиц за обеспечением безопасного производства работ, выполнение работ без наряд-допуска и назначения ответственного руководителя работ, отсутствие должного контроля со стороны ответственных лиц за соблюдением работником трудовой дисциплины и допущение сотрудника к работе в состоянии алкогольного опьянения, необеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования, а также нарушение трудового распорядка и дисциплины труда, нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения», - следует из материалов дела.

Комиссия по расследованию несчастного случая, с учетом мнения профсоюзного комитета, в действиях погибшего слесаря усмотрела факт грубой неосторожности в размере 60%.

Суд, исследовав имеющиеся доказательства, полагает, что основной причиной несчастного случая является, прежде всего, выполнение работ без наряд-допуска в отсутствие назначенного ответственного руководителя работ и, как следствие,  отсутствие контроля за обеспечением безопасного производства работ.

Наряд-допуск - это письменное распоряжение на безопасное производство работы, определяющее содержание, место, время и условия ее выполнения, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность работы.

В ТГК-14  утвержден перечень работ выполняемых по наряд-допуску на тепломеханическом оборудовании котельных и тепловых сетей, куда  входят и работы в камерах, колодцах, аппаратах, бункерах и др. Также утвержден список лиц центрально-диспетчерской службы, имеющих право выдачи нарядов и распоряжений для производства работ.

22 августа вместе с Олегом Тихоновым на смену заступили два диспетчера. Суд установил, что один из диспетчеров дал устное распоряжение направить на ремонтные работы в 111 микрорайон слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей пятого разряда и слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей четвертого разряда. При этом наряд-допуск на выполнение указанных работ диспетчер работникам не выдал.

- Таким образом, указанное свидетельствует, что фактически безопасность проводимых работ никто не контролировал и не обеспечивал, в то время как этим должен был заниматься руководитель работ.

Однако материалы расследования несчастного случая не содержат утвержденного списка руководителей работ, которые могли быть назначены диспетчером для контроля осуществления работ.

«Таким образом, в отсутствие наряд-допуска слесари не должны были вообще выезжать на данные работы, а тем более спускаться в тепловую камеру, что представителем ответчика в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось», - отмечается в судебном решении.

Губительный формализм

Помимо того, что мужчины поехали на объект без наряд-допуска и назначенного руководителя, на проведение работ в тепловой камере они отправились на дежурном автомобиле, а  не в специально оборудованном, взяв лишь газовый ключ, приспособление для открывания люка и закрывания задвижек и электрический фонарь. Вдобавок у них не было средств индивидуальной и коллективной защиты (касок и страховочной привязи).

При этом напарник погибшего не знал, как правильно пользоваться страховочной привязью. Соответственно, можно сделать вывод о том, что проверка знаний техники безопасности работ с использованием страховочной привязи на предприятии осуществляется формально.

Кроме того, работники не прошли обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах.

«Таким образом, перечисленные факты свидетельствует о том, что в произошедшем несчастном случае в наибольшей степени имеется вина работодателя – ПАО «ТГК-14». Указанные обстоятельства комиссией, расследовавшей несчастный случай, не  учтены и не приняты во внимание», - пришел к выводу суд.

Суд решил изменить процент грубой неосторожности работника, установленный в результате расследования несчастного случая, уменьшив его с 60% до 5%. 

Супруг для Галины был единственным человеком, который поддерживал ее, содержал, находился рядом. 

- Олег всегда после работы развозил свою бригаду по домам и потом ехал домой. Он был замечательным человеком, добрым, старался всем помочь,  готов был отдать последнее тем, кто нуждается. Не сидел на месте, всегда старался где-то подработать, даже в выходные. Олег начал строить дом, поставили окна, а на следующий день  он погиб, - вспоминает супруга погибшего.

Суд постановил взыскать с ТГК-14 в пользу супруги погибшего компенсацию морального вреда в размере 1 млн, в пользу сестры – 500 тыс. рублей. 

Решение в законную силу не вступило, ТГК-14 пытается его оспорить в Верховном суде.

Валентин Соколов, «Номер один». 
© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.