«Травка» заменит древесину
Главе Бурятии Алексею Цыденову представили проект по выращиванию технической конопли и производству из нее целлюлозы. Это может стать серьезным шагом, который позволит, во-первых, обеспечить промышленность доступным сырьем, во-вторых, снизить ущерб, наносимый лесам республики. Впрочем, «Номер один» призывал к этому еще десять лет назад. Но тогда чиновники не проявили особого энтузиазма.
Научный подход
Несмотря на то, что опыт выращивания не наркотической, а технической конопли в Бурятии был обсмеян везде, где только можно, включая федеральные телеканалы (увы, она вырастала вполне себе каннабисной), проект углубленной переработки этого возобновляемого сырья представили на заседании Совета по науке и инновациям под председательством главы Бурятии Алексея Цыденова, сообщили в его пресс-службе.
Напомним, в 2021 году Бурятская государственная сельскохозяйственная академия стала участником Межрегионального научно-образовательного центра «Байкал» с проектом «Создание производственного комплекса по переработке быстровозобновляемых источников целлюлозы», который планируют реализовать в течение пяти лет. Индустриальным партнером здесь выступает ООО «Интех-М». Для финансирования планируется привлечь федеральные, региональные и внебюджетные средства.
Главная цель - изучение технологии возделывания технической конопли в условиях Бурятии и дальнейшая переработка конопляного волокна, которое активно используется в легкой промышленности, строительстве и других отраслях.
Глава Бурятии, выслушав участников проекта, воодушевился и поручил зампреду правительства Бурятии Екатерине Кочетовой подробно ознакомиться с финансовой составляющей проекта: «Прошу посмотреть бизнес-план по этому проекту, что предполагается закупить, какие финансовые эффекты, чтобы понимать. Сейчас решение принимать сложно».
«Пока не беремся»
К слову, о том, что техническая конопля может быть весьма полезна для республики, «Номер один» писал еще в 2012 году: «Выращивание культурной конопли помогло бы решить Бурятии сразу несколько серьезных проблем. Во-первых, снизилась бы нагрузка на экологию - лесоперерабатывающая промышленность частично переключилась бы на другое сырье. Во-вторых, повысилась бы эффективность того же производства целлюлозы. В-третьих, были бы возвращены в сельскохозяйственный оборот огромные пустующие ныне площади земель, а сельчане получили бы стабильную работу. Ну и, в-четвертых, не пришлось бы вкладывать сотни миллионов рублей в прокладывание новых дорог вглубь лесов для их последующей вырубки».
Однако тогда минсельхоз республики отнесся к такой идее весьма сдержанно.
«Наше министерство изучало этот вопрос. В принципе, сегодня ненаркотические культуры конопли в России существуют и их можно было бы у нас в республике применять как сырьевую базу на ЦКК… Но мы производством такой конопли никогда не занимались, нет опыта. И в конечном итоге нет той гарантии, что люди, которые ее употребляют в качестве наркотика, не найдут способ применения в ненужном направлении. Поэтому мы пока не беремся», - говорил тогда Михаил Костриков, занимавший на тот момент пост первого заместителя министра сельского хозяйства Бурятии.
Давняя история
Однако довод о том, что в Бурятии этим никогда не занимались, оказался сомнительным. Как выяснил «Номер один», эксперименты с технической коноплей, которая с успехом могла бы заменить древесину в производстве целлюлозы, проводились в Бурятии еще полвека назад.
- Раньше между Фофаново и Шергино стояла наша деревня Горбово. Ее основали примерно в 1708 году. Дворов 20. Мне было лет 11 - 12, когда в деревню приехали ученые. И на одном из участков стали выращивать в научных целях экспериментальные растения. Они летом жили в доме рядом с участком. Он был очень большой. И часть земли засадили культурной коноплей, соток 15. Конопля за сезон вырастала огромная, под три метра. Мы, мальчишки, ходили в ее зарослях, как в джунглях, и стреляли из рогаток по воробьям, - рассказал нам очевидец тех опытов.
Эксперименты в бурятской деревне Горбово хотя и показали эффективность выращивания данной культуры, завершились ничем. Государство из-за боязни (возможно, ложной) использования растения в целях нелегального производства наркотических средств отказалось от любых начинаний в этой сфере.
Натурпродукт
Спустя год после публикации в «Номер один» - в 2013 году - власти Бурятии объявили об эксперименте по выращиванию безнаркотической конопли. Как сообщало РИА «Новости», ожидалось, что она вытеснит с полей наркосодержащее растение.
«По решению антинаркотической комиссии по Бурятии в Заиграевском районе в местности Нарын на базе фермерского хозяйства проводится эксперимент по выращиванию безнаркотической конопли», - сообщал в 2013 году замначальника Управления ФСКН по Бурятии Олег Беломестнов.
Для проведения эксперимента местный фермер закупил 300 килограммов посадочного материала — каннабиса, не содержащего алкалоидов тетрагидроканнабиноидов.
Однако позже выяснилось, что содержание тетрагидроканнабиноидов в растении составило 0,7%.
«Это в семь раз превышает предельно допустимую концентрацию», - сообщал директор Института общей и экспериментальной биологии БНЦ Нимажап Бадмаев. Он пояснял, что это связано с природно-климатическими особенностями Бурятии.
Провал эксперимента стал тогда поводом для шуток, причем на Первом канале. Так, ведущий шоу «Вечерний Ургант» весьма иронично высказался по этому поводу: «Друзья, это еще раз подтверждает, какая у нас уникальная земля. Какой гибрид в эту землю ни посади, все равно вырастет натуральный, чистый продукт».
Обогнали по урожайности
Впрочем, позже эксперименты с технической коноплей все же начали давать свои плоды. Так, фермер Тамир Шагдаров совместно с учеными БГСХА на протяжении нескольких лет занимался возделыванием этой культуры и в итоге преуспел.
«В Бурятии в 2021 году техническая конопля показала урожайность в 5 ц/га, было посеяно 100 га конопли и 10 га рапса. Результаты эксперимента превысили по урожайности передовой регион в России по выращиванию конопли - Удмуртию, там урожайность составляет 4,7 ц/га, - говорил глава бурятского минсельхозпрода Галсан Дареев. - Выращиванием рапса занимаются в Забкрае, где почвенно-климатические условия отличаются от наших. В 2021 году урожайность составила 10 ц/га, в 2020 году – 12,9 ц/га. Что говорит о том, что при выращивании рапса нужно учиться, а именно опытным путем».
Что касается содержания наркотических веществ в технической конопле, то специально проведенные исследования на предмет наличия каннабиноидов показали содержание тетрагидроканнабиноида менее 0,1%, как того и требует действующее законодательство.
Как говорят в минсельхозе, помимо высокой рентабельности, техническая конопля и рапс имеют большой спрос за рубежом, преимущественно в Китае, в виде масла.
«В коноплеводстве кроется большой потенциал. Масло семян конопли используется в смазочных материалах, красках, чернилах, топливе и пластмассах, в производстве мыла, шампуней и моющих средств и медицине. Шпагаты, веревки, пакеты из конопли будут биологически разлагаемы, в отличие от пластика и целлофана. К тому же конопля – быстро возобновляемый источник целлюлозы, в отличие от другого источника – древесины. Урожай технической конопли можно собирать уже через 100 дней после посева», - сообщало министерство.
И вот сегодня «конопляный» вопрос вышел на финишную прямую. Сможет ли Бурятия превратить выращивание этой культуры в масштабное производство, покажет время. Но перспективы у этого направления весьма неплохие.
Станислав Сергеев, «Номер один».