Меньше денег – больше асфальта
Цена вопроса
- В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» выполнены работы по устройству дороги по улицам Путейская, Клыпина, Шульца. Цена – 18 млн, протяженность строительства – 1005 метров. Работы ведет, согласно контракту, Дорстройинвест. Их должны были завершить до 1 ноября текущего года. В настоящее время основной объем работ по укладке асфальтового покрытия проезжей части закончен. 15 октября проведена рабочая комиссия. Подрядчику выданы замечания, которые до сих пор не устранены, - докладывала депутатам Улан-Удэнского горсовета заммэра по строительству Татьяна Матвеева.
Совещание проходило прямо на месте – там, где подрядчик устраняет дорожные недоделки. Правда работы ведет не сам Дорстройинвест: победитель торгов, вместо того, чтобы отремонтировать дорогу самостоятельно, нанял другую фирму – субподрядчика. Его представитель и отдувался перед народными избранниками.
- До 15 ноября подрядчик обязуется закончить, а также представить всю недостающую исполнительную документацию, после чего будут подписаны объемы работ, - продолжала Татьяна Матвеева. - За срыв сроков производства работ после подписания акта приемки подрядной организации будет выставлена неустойка за каждый день просрочки.
Перечень замечаний к подрядчику велик: восстановить снесенные заграждения, разобраться с дорожными знаками, обеспечить плавное сопряжение тротуара с проезжей частью для маломобильных групп населения, отрегулировать высоту люков и многое-многое другое.
- Почему не выполнено? – обращался к субподрядчику председатель комитета по градостроительной политике горсовета Василий Цыремпилов.
- Проблема в людских ресурсах сейчас... Все мы прекрасно знаем, в чем проблема, - обтекаемо отвечал представитель компании. - Маленько отстали от графика. Работы выполнены практически, осталось по замечаниям пройтись.
На первой же точке, откуда началось обследование дороги, депутаты начали высказывать новые претензии. К примеру, бордюры вдоль тротуаров отсыпаны песком. Хотя по логике вместо песка должен быть более устойчивый грунт.
- Сейчас первые дожди пройдут, песок смоет и останутся бетонные обоймы торчать, а они просто травмоопасны, - возмущались депутаты.
Субподрядчик же парировал довольно простым, но формально верным доводом, что в локально-сметном расчете эти работы не были предусмотрены.
Тогда депутаты переключились на представителей Улан-Удэстройзаказчика – муниципальное учреждение, заведующее техзаданиями, проведением торгов и контролем процесса строительства. И дело даже не в конкретной ошибке на конкретном участке, а в тенденции.
- Вы сейчас торгуете на следующий год. Вы это учли или у нас в следующем году те же проблемы появятся? – вопрошал Василий Цыремпилов.
- Цена вопроса… - неуверенно пожимал плечами представитель «Улан-Удэстройзаказчика!. Видимо, имея в виду, что учесть все пожелания депутатов не позволяет бюджет.
«Гнать таких подрядчиков»
Чуть позже депутаты окружили кусок торчащей из земли толстой проволоки.
- Вот так у нас подрядчики работают. Кто-нибудь зацепится, ребенок упадет, кто потом отвечать-то будет? Нужно, чтобы они пришли и сегодня же убрали, - возмущался председатель горсовета Чимит Бальжинимаев. И обратился к субподрядчику: - Объясните людям, почему два месяца не можете элементарные вещи сделать?
- Я же объяснил, - напомнил тот.
- Возьмите болгарку и сами отпилите. Сложно, что ли? – не унимался Чимит Бальжинимаев.
- Сделаем, - сухо отвечал представитель компании.
- Когда?
- До 15-го числа у нас срок.
- Вот видите, у нас проволока до 15-го числа будет торчать. Таких подрядчиков гнать надо отсюда, с города, – разошелся председатель горсовета.
Следующий пункт – рассыпающийся асфальт на пешеходном переходе.
- Это качественный асфальт? – допрашивал представителей Улан-Удэстройзаказчика Василий Цыремпилов.
- Неукатанная смесь, остатки смеси… - отвечал директор учреждения.
- Остывшая смесь? – добавил конкретики Василий Цыремпилов.
- Ну, можно сказать так. Температурный режим нарушен.
- Я к чему говорю. У нас это повсеместно. Мы должны от этого уходить. Но почему-то ваши кураторы убеждают, что это качественный асфальт. Говорят: «Вы подпишите акт», - обличал работников ведомства Василий Цыремпилов.
В итоге стороны сошлись на том, что асфальт действительно качественный, но плохо уложен. А значит надо переделывать.
Впихнуть невпихуемое
Это лишь часть проблемных мест только на одном конкретном участке дороги. В чем же причина такого количества нарушений со стороны подрядчиков? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся чуть назад и вспомним слова представителя Улан-Удэстройзаказчика «цена вопроса…».
- Нам надо обязательно 30 километров сделать по этой программе за год, 700 млн дается. Мы учитываем, что и уличное освещение, и тротуары – это все туда попадает. И увеличение объема падает на город. На уровне республики у них нет такого – они проезжую часть делают и все. У них тот же километраж и та же цена, - пыталась пролить свет на причины недоделок Татьяна Матвеева. Причем, по ее словам, тенденция продолжится: - На следующий год у нас большой дефицит лимита. Мы же подбиваем по всем объектам: где-то хорошая смета, а где-то экономим.
Еще больше конкретики добавил директор Улан-Удэстройзаказчика Олег Тимофеев, назначенный в августе этого года.
- Вам и Совету депутатов надо решить вопрос с минтрансом. Чтобы уменьшили проектные показатели по дорогам. Поэтому так получается. Мы можем сделать 20 километров и со всеми вашими замечаниями. И учтем все эти затраты, что возникают. Но нам, к сожалению, дают проектные показатели, что за пределами города, что здесь, - говорил он. - Минтранс если бы согласовал показатели: 30 километров убрать, а сделать 20 километров…
Однако Татьяна Матвеева остудила его оптимизм короткой фразой: «Не согласуют тебе. Это федеральное…».
А что делать?
После столь печального лирического отступления депутаты вернулись к вопросу о некачественном асфальте. Прозвучал вопрос: «Почему сразу не исправили?».
- Предписание выписано, наложены штрафные санкции на сумму более 100 тыс. рублей, - рассказал представитель Улан-Удэстройзаказчика. - Мы же не сами здесь производим работы. Выявили замечание - выписали предписание. Не исполнили предписание – выписали штраф. Что еще мы должны сделать? Все максимально возможные рычаги давления на подрядчика используем.
- Дальше что будет? Дождемся Нового года и оплатим ему деньги, потому что куда мы денемся? – задавал резонный вопрос депутат горсовета Анатолий Белоусов.
- Мы не будем оплачивать деньги, - решительно парировал представитель Улан-Удэстройзаказчика.
- Но деньги тогда уйдут в федеральный бюджет…
- Ну уйдут и уйдут, а что теперь? – пожимал плечами заказчик.
Кроме потери федеральных денег, есть и другой момент: компания «Дорстройинвест» в случае неисполнения контракта скорее всего попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и потеряет право участвовать в торгах. Причем этот реестр в последнее время активно пополняется.
- Двух подрядчиков на сегодня в РНП «загнали» и третий сейчас на подходе. «Байкалтехстрой» «Трансфера», «Легион» ушли в РНП. Сейчас «Автодор», «Инвестстрой» на подходе, - рассказывал представитель Улан-Удэстройзаказчика. – «Дорстройинвест», понимая суть проблемы, на будущий год даже ни на какие торги не заявился. Испугался. Он «наелся» штрафов – больше 3 млн рублей наполучал в этом году.
- Так останемся без подрядчиков, - констатировал печальную тенденцию Анатолий Белоусов.
- А что делать? – с безысходностью в голосе задал извечный вопрос сотрудник Улан-Удэстройзаказчика.
Системный тупик
Что делать, действительно никто не знает. Пути выхода, конечно, есть, но все они трудновыполнимы. Например, можно заставить федералов снизить требуемые проектные мощности и тогда за те же деньги будет строиться меньше дорог, зато качественно. Но убедить федералов – задача из серии «миссия невыполнима». Либо можно потратить федеральные деньги только на дорожное полотно, а тротуары, освещение, дорожные знаки и прочее делать за счет городского бюджета. Но, глядя на дефицит столичной казны, такой вариант кажется фантастическим.
Либо можно пойти по пути, на который встал недавно комитет городского хозяйства мэрии Улан-Удэ. Последний, напомним, решил отказаться от подрядчиков и делать ямочный ремонт и ремонт дворовых проездов своими силами, за счет ресурсов муниципального Комбината по благоустройству. Такой вариант уже приносит свои плоды: ремонт стал качественнее и дешевле. Но одно дело - заделывать ямы на дорогах и совсем другое – полноценное дорожное строительство со всей прилегающей инфраструктурой. Здесь нужны сотни миллионов, а то и миллиарды инвестиций, и годы отработки механизмов. Да и не факт, что все это не закончится очередным коррупционным скандалом.
В общем, власть в тупике. И, судя по всему, тенденция «строй больше – плати меньше» продолжится со всеми вытекающими. Если все случится так, как предсказал Анатолий Белоусов, и местные подрядчики исчезнут или переквалифицируются, то власть так или иначе вынужденно понизит свои требования к объемам работ. Но тогда на место исчезнувших местных компаний придут иногородние и прибыль вместе с налогами будет уходить из Бурятии.
Конечно, такой вариант мало кому интересен. Поэтому системные вопросы ремонта дорог в столице нужно решать уже сегодня.
Владимир Пашинюк, «Номер один».