На посту в новогоднюю ночь

Как проходят праздники у спасателей и полицейских
A- A+

В то время как большая часть жителей страны готовит оливье и под бой курантов  открывает шампанское перед телевизором, есть люди,   работающие в новогоднюю ночь. Для них праздничные выходные – обычные трудовые будни, которые они проводят вдали от дома и близких. Это медики, сотрудники коммунальных служб, дорожники, уборщики и многие другие. А как проводят новогодние праздники спасатели и полицейские? «Номер один» узнал, каково это быть на посту и спасать людей, пока вся страна гудит и веселится. 

«Дети – шаловливый народ» 

Виталий Васильев 16 лет работает спасателем в поисково-спасательной службе, входящей в состав управления по ЧС Улан-Удэ. Новогодние дежурства выпадают на его долю раз в четыре года. В такие дни самые распространенные вызовы связаны с тем, что в праздничной суете люди теряют ключи от квартиры и не могут попасть домой. Либо их закрывают на балконе собственные дети. 

- Бывает, что родителей закрывают на балконе. Мама, например, вышла в легкой одежде развесить белье или покурить. Или за соленьями. Трехлетний ребенок подбежал и  захлопнул дверь или повернул ручку замка. И вот мама без верхней одежды оказывается запертой на балконе в самый мороз. Ребенок открыть ее не может. Да многие и не пытаются. Дети - шаловливый народ. Закроют и убегают в комнату, там преспокойно играют, забывая про маму. А потом через какое-то время вспоминают, что мама вроде как была, а сейчас пропала, и начинают плакать. Соответственно, у мамы, которая находится либо на балконе, либо на лестничной площадке и не может попасть в квартиру, начинается истерика, - рассказывает Виталий. 

В большинстве случаев родители выходят на балкон или за дверь всего на минутку, зная, что вот-вот вернутся к ребенку, поэтому телефон с собой, конечно, не берут. Потому, замерзая на балконе, им приходится взывать о помощи прохожих. Которые и вызывают спасателей. Однако, как объясняет Виталий, по обычным бытовым случаям, когда ключи потеряны, а дома никого нет, как и опасности для кого-то, они не выезжают. Для этого есть специальные сервисные коммерческие службы. 

Еще одна головная боль во время новогодних дежурств – это бомжи. Обитатели тепловых коллекторов тоже хотят праздника и зачастую порядком набираются и устраивают дебоши. Как результат – сломанные ноги, ножевые раны и невозможность выбраться наверх без посторонней помощи. Прохожие, услышав зов о помощи из-под земли, вызывают спасателей. Раненых и, как правило, изрядно подпитых граждан приходится вытаскивать с помощью спецсредств. 

И в праздники, и в будние дни приходится работать и в крайне напряженных ситуациях. Например, когда человек хочет добровольно уйти из жизни. Виталий лично был в ситуации, когда мужчина стоял на опоре моста и хотел спрыгнуть. Ему удалось уговорить отчаявшегося человека не делать этот шаг. 

- Мужчина развелся с женой, она не разрешала ему видеться с детьми. Он решил спрыгнуть. Прохожие увидели, вызвали нас. Дозвониться до бывшей жены нам не удалось. Я сам с ним стал говорить. Предложил закурить. Он покурил, успокоился и согласился уйти с опасной высоты, приняв мою помощь. 

А однажды для страшного шага другой мужчина выбрал и вовсе крайне необычное и опасное место - высоковольтную опору ЛЭП. 

-  Он лазил вверх-вниз по высоковольтной опоре, мы удивлялись, как ему удается избежать удара током. Как выяснилось позднее, мужчина в прошлом был электриком и знал, к чему нельзя прикасаться. Он двигался по внутреннему диаметру опоры по металлической конструкции, хотел спрыгнуть с самой верхушки опоры. В этом случае причиной тоже стала ссора с любимой. 

На место выехали и спасатели, и психолог МЧС, и спасатели. Но, увидев в темноте огни полицейской машины, а затем и людей в светоотражающей одежде, мужчина отреагировал агрессивно. 

- Он потребовал, чтобы все полицейские и спасатели незамедлительно ушли. Нам пришлось спрятаться, машины полицейские тоже убрали подальше. Жирную точку в этой беседе поставил Дмитрий Федоров (заместитель начальника управления по ЧС г. Улан-Удэ).  Он сумел выстроить диалог так, что мужчина пошел на контакт с ним. И, в конце концов, уговорил его спуститься вниз, - вспоминает Виталий. 

Еще одна популярная беда праздников, когда дети где-либо застревают. Либо не могут вытащить из игрушки пальчик. 

- Это могут быть самые разные предметы. Например, кольцо, металлическая шайба. Такое сложно снимать, не перекусишь ничем, родители прибегают к нашей помощи. 

Потерянные дети и бабушки

Доржи Манзаев служит в полиции 6,5 года. За это время 32-летнему сотруднику ППС неоднократно приходилось дежурить в новогодние праздники на главной площади города. Жена и дети к такому явлению привыкли – служба есть служба. По его словам, из года в год он видит примерно одну и ту же картину. В преддверии боя курантов люди стекаются к ледовому городку на площади Советов. Вокруг царит праздничная атмосфера, все гуляют, катаются, фотографируются. Постепенно народу стекается столько, что площадь больше напоминает оживленный муравейник. Потерять ребенка в такой суматохе -  нередкое явление. Что и происходит практически каждый год. 

Малыш плачет, ищет маму,  и такое зрелище для полицейских стало привычным. Сотрудники   первым делом стараются успокоить малыша, отводят на стационарный пункт. Там его отогревают, в прямом и переносном смысле. 

- Все мы люди, у всех есть дети. Нужно войти к ребенку в доверие, успокоить его. Иногда от стресса малыши (от четырех лет и выше) слова не могут вымолвить, просто молчат. Другие, наоборот, ревут, кричат. Мы заводим ребенка в СПП (стационарный пункт полиции. – Прим. авт.). Там у нас совместно с сотрудниками работает добровольная народная дружина, есть женщины уже в возрасте, с материнским опытом. Люди работают не первый год, все уже на «автомате». Ребенка отпаивают горячим чаем, вручают конфеты, печенье. А уже потом можно попытаться выудить из него хоть какую-то полезную для поиска информацию: телефон родителей, имена, домашний адрес. Параллельно по радиосвязи передаются приметы найденного малыша, те, кто дежурит на площади, слышат сигнал и, в свою очередь, ищут родителей, потерявших ребенка, - объясняет Доржи. 

Как правило, на поиски родителей потерявшегося малыша уходит не более получаса. 

Нашивка с подсказкой

Сложнее ситуация, когда теряется взрослый человек, например, пожилая женщина, имеющая проблемы с памятью, расстройством личности. 

- В прошлый Новый год мы увидели на площади бабушку, которая была одна, выглядела потерянной и ходила бесцельно по площади кругами. Мы бабушку привели в СПП и начали расспрашивать имя, адрес. Но она не могла ничего ответить. Только твердила про свою дочь. Мы начали искать родственников, провели анализ через свои базы. Потом искали по соцсетям. Показывали фото женщин бабушке. На одном из фото она показала, что да, это ее дочь. Мы ей позвонили через соцсети. Дочь приехала и забрала мать. Кстати, реакция дочери нас удивила. Вместо благодарности она была равнодушна и даже холодна. Потом напоследок буркнула, что мол, вообще-то, могли заглянуть ей  под шубу, там все написано. Оказалось, что ее мать терялась не впервые и поэтому на подкладке шубы с внутренней стороны кармана у нее была нашивка, где крупными буквами  написаны все нужные данные, - вспоминает Доржи. 

В пресс-службе МВД советуют горожанам – в таких случаях полезна добровольная дактилоскопия. Если в базе данных есть отпечатки человека, отыскать его адрес или  близких потерявшегося будет намного проще. Что касается малышей, то нужно, чтобы ребенок с раннего возраста знал имена, фамилии родителей и свой адрес, телефон мамы. Полезно будет, выходя в общественное место, на всякий случай класть записку с контактами его в карман. Конечно, полицейские (как в случае с бабушкой) не станут смотреть по чужим карманам, но если малыш сам достанет и покажет записку сотрудникам, то отыскать его родителей будет намного проще. 

Тем не менее Доржи считает, что большая часть людей, которым он помогал по долгу службы или просто по зову сердца, все-таки были благодарны ему. Так, он помог многим людям без определенного места жительства, которые могли замерзнуть, если бы не его вмешательство. 

- Люди постоянно говорят «спасибо» и хорошо ко мне относятся. Мне кажется, как ты к окружающим относишься – так и они к тебе. 

Бывают и нестандартные просьбы о помощи, с которыми обращаются к сотрудникам ППС. Так, однажды Доржи попросили отыскать пропавшую… корову. Кормилица семьи ушла пастись, но ни через сутки, ни через двое домой не вернулась. Животное Доржи отыскал. Корова мирно паслась на островке, окруженном водой (из-за дождей случилось половодье). Полицейский сообщил хозяевам животного, что с коровой все в порядке, и вызвал МЧС. 

Праздник на миру

Ближе к 12 ночи народ расходится по домам встречать праздник. Но так бывает не всегда.  Так, в ночь с 2020 на 2021 год значительная часть людей с площади так и не ушла. 

- Мы сами были такому явлению удивлены. Обычно ближе к 12 все разъезжаются и площадь пустеет. А тут народ стоит, веселится. Видимо, во время ковида и ограничений люди насиделись дома и решили, что хотят встретить Новый год именно на площади. Стояли в масках, ничего не нарушали, - вспоминает Доржи. 

Но даже в новогоднюю ночь поблажек, разрешения на то, чтобы выпить бокал шампанского на главной  площади, полицейские дать не могут. Нарушать закон нельзя. 

Зачастую в горожанах под хмельком просыпается особая любвеобильность: они лезут к полицейским обниматься, поздравляют их с праздником, предлагают угостить спиртным. Есть и те, кто зачем-то просит сфотографироваться с ними. 

Сотрудник ППС Владислав Тугаринов тоже дежурил в новогодние праздники на главной площади города. По его словам, преступлений в это время, как правило, не происходит. Зато на площадь массово приезжают великовозрастные мужчины, которые даже в 45 и 50 лет чувствуют себя мальчишками: с азартом катаются на катушке, кидаются снежками, лепят снежных баб, словом, веселятся, как дети. При этом во время всеобщего веселья люди часто теряют кошельки, телефоны, ключи от машины. А некоторые умудряются даже забыть или потерять увесистые сумки с продуктами. 

По словам Владислава, такой забывчивостью никто не пользуется, угонов машин или кражи мобильников в эти дни он не припомнит. Утерянные вещи либо люди передают ему, либо приносят на пункт СПП, либо он сам находит и забирает вещь до обнаружения ее хозяина. 

- Даже если кто-то хочет подраться, например, молодежь возле кафе, то, увидев людей в форме, они быстро успокаиваются и решают все конфликты мирным путем. Иногда даже не нужно вмешиваться, - подытоживает Владислав. – В целом на Новый год в нашем городе царит атмосфера дружелюбная, теплая и радостная. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.