Сироты спорят с правительством

Они хотят изменить несправедливый, по их мнению, порядок предоставления жилья  
A- A+

В ноябре 2021 года у детей-сирот в Бурятии появилась возможность получать сертификаты на покупку жилья. Ранее сиротам предоставляли только жилье – в новостройках либо на вторичном рынке. Новой возможностью воспользоваться захотели многие, но это оказалось не так просто, в том числе из-за расплывчатых формулировок в законодательстве. Юрист Владимир Дашиев рассказал «Номер один» о том, что бы он предложил изменить в постановлении правительства, регулирующем выдачу сертификатов.

Неполный пакет документов 

Владимир Дашиев рассказывает, что к нему за помощью обратился житель республики Виталий Дагбаев (имя и фамилия изменены). Виталию уже 29 лет, однако он до сих пор, как ребенок-сирота, не получил жилье от государства. 

Родителей Виталия  лишили родительских прав в 2009 году. Соответственно, у подростка появилось право на получение жилого помещения по достижении 18 лет. Владимира занесли в специальный реестр на право получения жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Ранее в Бурятии детям-сиротам выдавали жилищные сертификаты, потом эту практику отменили. В нoябpе 2020 гoдa дeти-cиpoты вышли нa плoщaдь Coвeтoв c oбpaщeниeм к влacтям - они пpocили вepнyть дeнeжныe cepтификaты и пpeдocтaвить вoзмoжнocть caмим пoкyпaть жильe. В 2021 году Народный Хурал республики принял закон, предусматривающий право на предоставление жилищного сертификата, также было принято соответствующее постановление правительства Бурятии. 

Жилищный сертификат - неплохая мера поддержки. После 23 лет у многих появляются семьи. В такой ситуации материальная помощь может стать хорошей альтернативой однокомнатной квартире,  положенной по закону. Добавив сертификат к другим мерам поддержки — материнскому капиталу, льготной ипотеке, уже взрослые дети-сироты со своими семьями могли бы выбрать наиболее подходящее жилье. Тем более что мы все помним об ужасном состоянии домов для сирот, которые для них построили в Сотниково.

Виталий, узнав о том, что от государства можно получить сертификат, решил воспользоваться этой возможностью. Он обратился в ресурсный центр «Семья» для получения жилищного сертификата. Однако, со слов Виталия, в ресурсном центре его  якобы дезинформировали – сказали, что документы принимают только для получения квартиры из спецфонда на пять лет, а не для выдачи сертификата, поэтому их ему вернули.

На следующий день Виталий решил отправить документы на получение сертификата заказным письмом. Но их опять мужчине вернули  с формулировкой, что заявление поступило 3 декабря 2021 года, то есть после окончания срока подачи документов (до 1 декабря). Кроме того, минсоцзащита мотивировала отказ в приеме пакета документов тем, что Виталий не заверил копии надлежащим образом и не представил справку из наркологического диспансера.

Виталий решил оспорить отказ в приеме документов в суде, но проиграл. Сейчас его дело рассматривается в Верховном суде республики.

Вместе с тем в первый рабочий день 2023 года мужчина вновь решил подать документы на получение сертификата. На этот раз он собрал все необходимые документы, сдал их в «Семью». Его заявление зарегистрировали в журнале под № 67. 

Спорные пункты закона 

В начале января сироты республики, желавшие получить жилищный сертификат, начали занимать очередь в ресурсный центр «Семья», чтобы успеть подать заявление на предоставление сертификата для получения жилья. Дети-сироты буквально жили там. Такая суматоха была вызвана тем, что сертификаты выдают тем, кто раньше всех подал заявление о его предоставлении. 

В минсоцзащиты «Номер один» тогда сообщили, что  сформируют общий список, то есть  скорость подачи заявления учитываться не будет. Кроме того, если бюджет на сертификаты исчерпан, в его выдаче отказывают, а претендентам приходится вновь собирать документы для их подачи через год.

Юрист Владимир Дашиев считает, что получать сертификаты должны все, кто имеет на них право, а ограничивающие условия (живую очередь и недостаточный бюджет на выдачу сертификатов) должны подлежать отмене.

Мы нашли то самое постановление, которое регулирует выдачу жилищных сертификатов. Оказалось, что, несмотря на то, что в министерстве социальной защиты заверяют, что очередность подачи заявления не влияет на принятие решения о выдаче сертификата, в республиканском Законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в приложении к соответствующему Постановлению правительства  «Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом»  четко прописано, что «предоставление социальной выплаты детям-сиротам производится исходя из даты регистрации заявления о предоставлении социальной выплаты в журнале входящих документов ресурсного центра «Семья». Кому же в таком случае верить детям-сиротам – сотрудникам минсоцзащиты или официальному документу?

Кроме того, в  Порядке предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом, написано, что документы, направляемые в «Семью», должны быть заверены в установленном порядке. Далее в этом же документе указано, что в выдаче сертификата заявителю может быть отказано в случае его несоответствия ряду критериев либо по причине расходования выделенных бюджетных средств на выдачу сертификатов. 

Владимир Дашиев уверен, что эти и некоторые другие условия противоречат Федеральному закону № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку упраздняют установленный порядок формирования списка детей-сирот на получение дополнительных социальных гарантий по обеспечению жилыми помещениями.

- Так, пункт 3 упраздняет порядок формирования списка претендентов на получение жилого помещения, поскольку вопреки положениям закона, обладающего большей юридической силой, предусматривают обеспечение жилищных прав тех детей-сирот, которые, независимо от списка, формируемого по постановлению правительства РФ, раньше других подали заявление о предоставлении сертификата. Пункт 6 оспариваемого постановления не конкретизирует, в соответствии с каким порядком необходимо заверять копии, что создает правовую неопределенность. Кроме того, Верховный суд РФ неоднократно указывал, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения органов госвласти от выполнения их функций, - говорит юрист.

Эти и некоторые другие пункты  Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилых помещений в собственность, удостоверяемой сертификатом, Владимир Дашиев решил оспорить в Верховном суде Бурятии.

Юрист просит коллегию судей признать спорные пункты Постановления Правительства Республики Бурятия от 3 ноября 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не действующими с момента их принятия.

Жилье ждут тысячи 

Согласно российским законам, все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. Однако ждать свои квадратные метры сиротам приходится порой десятилетиями. Многие сироты подают на минсоцзащиты в суд, пытаясь ускорить получение жилья, однако не помогает и это.

«Стою на очереди с 2011 года. В 2019 выиграла суд, до сих пор жду», «Стою на очереди с 2013 года, в суд не обращалась. Воспитываю троих детей, я мать-одиночка», «Суд выиграла в 2020 году. Тишина…», «Я суды выиграла, получила исполнительный лист. Все равно сказали: «ждите», «Я инвалид и обращался к президенту, мне там сказали: «ждите своей очереди», - такие истории в республике далеко не редкость.

По данным минсоцзащиты Бурятии, по состоянию на 30 января 2023 года в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидающих жилье, состоит 6050 человек, из них старше 18 лет - 5068 человек.

На покупку жилья для детей-сирот из республиканского и федерального бюджетов на 2023 год выделено 270,5 млн рублей. Этих средств должно хватить на покупку жилья для 100 человек.

На предоставление сертификатов и покупку жилья для исполнения судебных решений из республиканского бюджета выделяется 155,7 млн рублей.

Решение о том, кто из сирот достоин получить сертификат, принимает жилищная комиссия. В комиссию входят представители органов госвласти, муниципальные чиновники, члены общественных организаций. 

В 2023 году срок подачи заявлений на получение сертификата истекает 1 марта. По состоянию на 30 января принято уже 245 заявлений.
Очевидно, что сертификаты получит в лучшем случае лишь четверть из обратившихся. Всем остальным придется продолжать снимать жилье. Временное жилище или компенсацию за съем детям-сиротам никто не предоставляет. 

Лариса Ситник, «Номер один». 


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.