Ренессанс правого руля
В 2022 через Владивосток в страну ввезли 200 тыс. подержанных автомобилей, в основном «праворулек», а импорт вырос на 72% по сравнению с 2021 годом. Для Бурятии, традиционно ориентирующейся на рынок Японии, это неплохой фактор роста местного рынка продаж автомобилей и запасных частей, полагают эксперты. О ситуации с подержанными автомобилями - в материале «Номер один».
Помогло снижение евро
Владивостокские таможенники подсчитали, что импорт в Россию в прошлом году увеличился на 72% и превысил 197 тыс. машин.
Как сообщила «РГ» со ссылкой на пресс-службу Дальневосточного таможенного управления, основной объем ввозимых авто приходится на модели японских марок: Toyota, Mazda, Nissan, Honda и др. В меньшем количестве импортируются «леворукие» автомобили из Южной Кореи (Hyundai и Kia).
Импорт подержанных японских и корейских автомобилей стал больше, чем продажи новых Lada на внутреннем рынке. В основном машины везут из Японии, и в этом году их количество только увеличится, так как внутреннее производство не сможет покрыть запросы рынка. Ведь многие западные автозаводы в центральной части РФ были остановлены после введения западных санкций.
- Прошлый год был неплохим по продажам, в основном хороший спрос пришелся на Toyota Corolla, Honda Fit, Toyota Prius и другие бюджетные модели, - рассказывает один из продавцов авторынка на ул. Приречной Михаил Николаев. - В течение прошлого года было несколько всплесков продаж автомобилей - в феврале, с началом СВО, потом летом, когда снизились цены на машины, и в декабре, когда курс доллара и евро снова пошел вверх.
По его словам, рост спроса на «праворульные» японские автомобили обусловлен тремя факторами. Прежде всего, это привлекательный для импорта «праворульных» курс доллара, японской йены. И особенно понижение курса евро, от которого высчитывается ввозная пошлина. Валюты от максимумов февраля подешевели в два раза, что сделало супервыгодной поставку японских машин в Россию.
Отличным бонусом для торговцев подержанных автомобилей стала и странная политика их конкурентов, переоценивших покупательную способность населения.
- Если до кризиса новый Kia-Rio можно было купить за 800 тыс. рублей, то в 2022 году к этой цене подкинули миллион. Естественно, что при таких ценах в автосалонах к нам на рынок пришли покупатели, готовые приобрести в полтора раза дешевле беспробежную Toyota аналогичного класса с более богатой комплектацией, - говорит улан-удэнский торговец автомобилями.
Тем не менее, несмотря на практически двукратное увеличение ввоза «праворулек», в Бурятии продано не так много машин.
Так, на торговой площадке Drom.ru в Улан-Удэ выставлено на продажу свыше 6 тыс. подержанных японских автомобилей, что примерно лишь на 15% выше прошлогодних показателей.
Подмосковье - с правым рулем
Судя по статистике, основная масса дополнительно ввезенных машин проследовала мимо Бурятии - в сибирские регионы и Подмосковье. Кстати, по данным Автостат.ру, именно в Центральном федеральном округе в 2022 году наблюдался наиболее крупный прирост в постановке на учет подержанных автомобилей - свыше 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- Если несколько лет назад на правый руль у нас косились, то теперь вижу, что в Домодедово все больше появляется машин с правым рулем, люди разобрались, что такое настоящее японское качество, - рассказал Сергей Трофимов, переехавший недавно из Улан-Удэ. - Да и вариантов-то больше не осталось - импорт с ЕС запрещен, а китайские машины подорожали в два с лишним раза, про «Жигули» я и говорить не хочу, сами понимаете.
Не случайно все больше улан-удэнцев начали заниматься забытым ранее автоперегоном. Ведь стоимость услуг автовоза из Владивостока выросла практически в два раза за год (до Улан-Удэ - свыше 100 тыс. рублей за доставку кроссовера) и стало более выгодным использовать услуги частных перегонщиков. Тем более если водитель покупает авто для себя. В результате с лета 2022 года возобновились поездки жителей Бурятии на отдых в Приморье на самолете с покупкой там машины и возвращением оттуда своим ходом.
Таким образом, как бы ни боролись с правым рулем федеральные чиновники, какие бы препоны и пошлины ни вводили за эти десятилетия против «народных» японских машин, он все еще жив. И более того, в условиях жестких санкционных ограничений поток бэушных машин переживает ренессанс, являясь настоящим спасением для автомобильного рынка республики.
Дмитрий Родионов, «Номер один».