Два раза мимо «уголовки»

Кабанск накрыло двумя волнами некачественных домов для сирот
A- A+

В Бурятии ничем завершилось уголовное дело, связанное со cбором денег на строительство комплекса некачественных «сиротских» домов в селе Кабанск. Силовики вынесли постановление о прекращении уголовного дела. Житель Кабанского района Александр Астахов, считающий себя потерпевшим, намерен продолжать борьбу. В центре разбирательства, которое вел райотдел полиции, находились финансовые взаимоотношения между ним (кредитором) и заемщиком Сергеем Балагуровым. 

Первая волна халтуры

Как явствует из показаний, собранных следователем, в первый раз Балагуров обратился к Астахову с просьбой занять деньги в 2016 году. Под проценты. Предприимчивый мужчина собирал средства, чтобы построить дома и потом продать властям для дальнейшей их выдачи сиротам.

История началась в первые месяцы 2016 года, когда на сайте минстроя Бурятии появилась информация, что в Кабанском районе есть нужда в домах для сирот. Балагуров ухватился за идею, но своих денег на стройку не хватало. Астахов, поверив  в его начинание, согласился занять ему денежные средства.

Регистрировать ИП на себя Балагуров не стал, а обратился к знакомому  Михаилу Коновалову. Тот открыл ИП на свою фамилию, но, как зафиксировал следователь, оформил доверенность на Балагурова. «У него было право подписи, печать и чековая книжка», - отметила полиция. 

Строительство домов для сирот по программе социальной поддержки населения завершилось в 2016 году. В конечном итоге все вылилось в уголовное дело в отношении Сергея Балагурова по статье УК РФ «Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

По версии обвинения, «…в период времени с 30.03.2016 года по 12.05.2016 года у Балагурова С. В., не обладавшего достаточными познаниями и опытом в области строительства, не имевшего профессионального строительного образования, с целью получения прибыли от продажи готовых жилых помещений по вышеуказанной государственной программе возник преступный умысел, направленный на выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, путем строительства жилых домов без проектной документации и в нарушение указанных требований строительных и санитарных норм и правил».

Также, по версии следствия, Михаил Коновалов не был осведомлен о том, как Балагуров ведет дела, стройкой не интересовался.

Дома возводили нанятые Балагуровым работники, в том числе ранее знакомые. Построили так, что просто атас… По подсчетам полиции, в селе Кабанск тогда было построено несколько многоквартирных домов. «Без проектной документации, с нарушением строительных норм, сводов правил и др.», - констатировали силовики.

Стройка шла споро. Уже 15 августа 2016 года между минстроем (покупателем жилья) и ИП Коновалов (продавцом, интересы которого представлял Балагуров) был заключен госконтракт о приобретении 20 квартир на первичном рынке в селе Кабанск. А допсоглашением число квартир увеличили еще на две. Вскоре прошла приемка-передача, так сказать, жилья.

Общая стоимость купленных жилых помещений составила 17,536 млн рублей. Это была первая волна некачественных «коноваловско-балагуровских» домов. Что до Астахова, горе-строитель честно с ним расплатился.

В 2020 году купленное жилье проверили. Заключение строительно-технической экспертизы зафиксировало широчайший перечень нарушений. «Допущенные нарушения не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений», - подчеркнули эксперты.

Например, нарушения при возведении несущих конструкций вообще  оказались неустранимыми, так как  нанятые строители допустили их на этапе кладки. Что ремонтировать  технически невозможно. Грянуло уголовное дело, упомянутое выше.

В ходе процесса Кабанский райсуд отметил, «подсудимый Балагуров С. В. виновным себя в совершении преступления признал полностью и суду показал, что ему понятно предъявленное обвинение, он согласен с указанным обвинением».

Адвокат ходатайствовал о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности – вменяемые эпизоды, напомним, произошли в 2016 году, и с той поры минуло более двух лет давности. Подсудимый поддержал ходатайство. Суд с этим тоже согласился.

Некачественный строительный проект удачно обошел «уголовку». Все разошлись в разные стороны.

Вторая волна

К 2020 году, когда эксперты зафиксировали отвратительное качество первой волны домов от ИП Коновалов (дела которого вел Балагуров), в Кабанске была построена и продана Бурятии вторая партия домов для предоставления сиротам. Бюджет вновь заплатил за них крупную сумму, но квартиры, как показала жизнь, аналогично оказались некачественными.

Второй контракт ИП Коновалов подписал с республикой в 2017 году, сразу за удачным 2016 годом. Наверное, по принципу «куй железо, пока горячо», то есть пока не вскрылось истинное качество первой волны домов?

Собирая средства для стройки «номер два», предприимчивый Балагуров опять занимал деньги, стройматериалы, окна… Когда обратился к Астахову, тот занял ему 800 тыс. рублей под проценты.

Как сообщили «Номер один» в минстрое Бурятии, госконтракт был на покупку 14 жилых помещений в селе Кабанск. Заключен между УКС (Управлением капитального строительства – подведомственным минстрою) и ИП Коновалов М. В. По нему в переулке Бабушкина построен ряд многоквартирных домов.

«Контракт исполнен. Жилые помещения были приняты и далее переданы в оперативное управление ГБУ РБ «Семья» для формирования специализированного жилфонда для детей-сирот. Оплата в размере 10 191 888 рублей произведена ИП Коновалов М. В.в полном объеме. На момент приемки жилых помещений в ходе осмотра недостатков выявлено не было, поскольку, как установлено позже, они являлись скрытыми», - пояснило министерство.

Правда вскрылась позже, после экспертизы. Итоги шокировали. Приведем один из фактов.

«Ориентировочная восстановительная стоимость конструктивных элементов жилого дома превышает 92%, по этой причине проведение восстановительных работ признано ими (экспертами. – Прим. ред.) нецелесообразным; составление дефектной ведомости на восстановительные работы не проводилось ввиду отсутствия возможности проведения реконструкции или капитального ремонта без изменения конструктивных особенностей жилого дома в целом», - так описал суд один из итогов стройки.

На крыше отсутствует система водоотвода. Утепление крыши не соответствует проектному. Массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания. Стены и перегородки имеют вертикальные трещины в простенках. Разрушение и расслоение кладки стен местами. Нарушение связи отдельных участков кладки… 

Вот такие вот, говоря языком минстроя, выявились скрытые недостатки. Вторая волна домов была менее масштабной, но скандал вспыхнул похожий. 

Сироты, которые стали жить в квартирах, оказались возмущены. Весной 2019 года представители УКСа и ИП осмотрели новые дома. ИП направили претензию об устранении недостатков. Прозвучали заверения, что до конца года они будут устранены.

- ИП Коновалов М. В. свои обязательства не исполнил, - отметил минстрой нашему изданию.

Весной 2020 года УКС повторно осмотрел новостройки в переулке. И начались тяжбы в судах разных инстанций. Как говорится, шли годы… В конце 2021 года Верховный суд Бурятии поставил точку, расторг «сиротский» госконтракт от 2017 года и решил взыскать с ИП Коновалов полученные им 10 191 888 рублей. Кассационную жалобу никто не подал…

- В настоящее время решение суда исполняется, - дипломатично отметил минстрой нашему изданию. На прямой вопрос, как министерство оценивает шансы, что г-н Коновалов вернет многомиллионную сумму, ответа не последовало.

Произошли подряд две вопиющие истории с участием ИП Коновалов и гражданина Балагурова, имевшего его доверенность. В одном селе на бюджетные деньги образовалась куча дурных новостроек.

Сегодня дома второй  волны находятся в республиканской собственности. Что будет Бурятия делать с этой «великолепной» недвижимостью, неясно. 
- По имеющейся информации, оценка действий Коновалова М. В. в рамках исполнения указанного контракта  осуществлена правоохранительными органами Кабанского района, - также расплывчато сообщил минстрой.

Бюджет не единственный, кто желает вытянуть свои деньги из этой «коноваловско-балагуровской» истории. Александр Астахов,  имевший неосторожность занять Балагурову 800 тыс. рублей, также поныне не может взыскать сумму. Суд встал на сторону Александра, приставы начали взыскивать деньги с Балагурова. 
- Но пока удалось вернуть немного, - сообщил «Номер один» Астахов.

Кабанская полиция несколько лет назад возбудила против Балагурова уголовное дело по признакам мошенничества. Александр Астахов возмущен тем, как медленно шло расследование. Уголовное дело прекращали, потом возобновляли. Недавно Верховный суд Бурятии согласился с тем, что постановление о прекращении дела вынесено законно. Так что строительный проект минул вторую «уголовку». Правда  Астахов настроен обжаловать это решение.

По информации Астахова, его заемщик Балагуров, участвовавший в многомиллионном строительстве некачественного жилья,  уже живет в другом регионе России.

Что теперь? Две «уголовки» пронеслись мимо. Наверное, будем ждать, объявят ли вовлеченные лица себя банкротами. Оставив «с носом» и бюджет Бурятии, и Александра Астахова.

Вот такой «кабанский сюжет» из жизни правового государства.

Петр Санжиев, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.