Палки в колеса

В Улан-Удэ разгорается «война» между частными и муниципальными перевозчиками
A- A+

Больше месяца назад в Улан-Удэ повысилась стоимость проезда в общественном транспорте, но работать лучше он не стал. Более того, изменения на этом рынке провоцируют ряд проблем, в том числе противостояние между «частниками» и муниципальным транспортом, который набирает силу. 

Просят вернуть маршрутку 

В столице Бурятии продолжает оставаться острым вопрос пассажирских перевозок. Нехватка автобусов, а также исчезновение целых маршрутов это только часть проблем, на которые жалуются улан-удэнцы. 

- 23 января мы с прокуратурой Бурятии открыли горячую линию по приему обращений граждан. За две недели поступило 35 обращений, связанных с общественным транспортом. По маршруту № 25 поступило десять обращений - люди жалуются на отмену маршрута. По маршруту № 46 есть два обращения - просят увеличить количество маршруток. Такие же жалобы на автобусы № 56, 97 и 100, - обозначила проблематику руководитель регионального исполкома ОНФ Юлия Ким.

Активная горожанка Оксана Халудорова дополнила жалобы горожан еще несколькими обращениями. Одно из них касается жителей Левобережья – проживающим там людям не хватает ликвидированного автобуса № 28, который ездил из поселка Сокол через центр города в Зверосовхоз.

Также Оксана Халудорова сообщила, что многие пассажиры не успевают воспользоваться пересадочным тарифом из-за того, что автобусы стоят в пробках (проехать бесплатно в рамках пересадочного тарифа можно лишь в течение часа). Среди других просьб горожан – установка теплых остановок в городе и создание единого проездного билета.

Поможет ли муниципальный транспорт? 

Недовольство горожан общественным транспортом признают и чиновники. Так, только за январь на горячую линию комитета по транспорту при администрации Улан-Удэ поступило 310 звонков. Больше всего люди жалуются на маршруты  № 100, 95, 77, 44, 2, 59. 

Нaчaльник oтдeлa пaccaжиpcкиx пepeвoзoк кoмитeтa пo тpaнcпopтy Сергей Будагаев многочисленные жалобы объясняет резким уменьшением количества частных перевозчиков – водители активно покидают сферу перевозок уже в течение трех лет.

Отток частных перевозчиков должен компенсировать муниципальный транспорт. Сейчас на линию выходит 87 автобусов МУП «Городские маршруты». Каждую неделю предприятие выпускает на маршруты автобусы по новым направлениям либо добавляет к уже действующим.

- В феврале количество автобусов доведем до 95, во втором квартале их уже будет ездить порядка 150. Автобусы распределены по всем магистральным направлениям, - отметил Сергей Будагаев.

Что касается жалоб горожан, к некоторым из них чиновники прислушались, но не ко всем. Жителям Шишковки придется смириться с отсутствием маршрута № 25 – его они больше не увидят. В качестве альтернативы людям предложили пользоваться маршрутом № 57, но он, как известно, ни на горсад, ни в центр города, ни в 18 квартал не ездит.

Не стало  и маршрута № 92, однако вместо него появился укороченный муниципальный, также усилена работа маршрута № 56, часть экипажей которого заезжает в мкр. Стеклозавод.

Жителям ст. Дивизионная власти города обещают в ближайшее время «дать» муниципальные автобусы № 100. Сейчас в микрорайон ездят муниципальные автобусы № 17.

Вместе с тем, несмотря на все старания властей, муниципального транспорта по-прежнему недостаточно. И смогут ли муниципальные автобусы полностью закрыть потребность в общественном транспорте, если все маршрутчики внезапно решать прекратить свою деятельность,  вопрос открытый.

«Войны» между «частниками» и муниципалами 

Появление муниципальных автобусов на дорогах спровоцировало борьбу за пассажира между водителями частных и муниципальных автобусов. Председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ Анатолий Мухамедчин отметил, что жители сотых кварталов сообщают о том, что маршрутки отъезжают с конечной остановки за несколько минут перед отправлением муниципального автобуса. Большинство пассажиров, разумеется, садятся в тот автобус, который выезжает раньше. 

Аналогичная проблема возникла и у жителей пос. Аршан, где недавно появился муниципальный автобус № 95. 

- Водители-«частники» едут на две-три минуты раньше муниципального транспорта и собирают всех пассажиров. В итоге «частник» забит до отказа, а муниципальный - полупустой. Теперь выхожу по времени на муниципальный, шанс ехать стоя крайне низкий. А в целом нехорошая ситуация, тем более когда будет поднят вопрос об окупаемости муниципального транспорта. Я считаю, это саботаж, - пишут горожане в соцсетях.

Диpeктop MУП «Гopoдcкиe мapшpyты Aлeкceй Koжeвникoв согласился с тем, что с «частным перевозчиком на направлении сотых кварталов возникают дорожные трения». 

- Частный перевозчик забирает пассажиров перед носом у наших автобусов. Нам это неприятно, и мы считаем это неправильной стратегией. Конфликтовать не планируем, а будем работать с пассажиром и бороться за него. Мы предоставляем чистые и теплые автобусы, дополнительные возможности – у нас можно оплатить проезд картой, есть пересадочный тариф. Koгдa этy инфopмaцию дoвeдeм дo вceй интepecyющeй нac гpyппы пaccaжиpoв coтыx квapтaлoв, oни cдeлaют пpaвильный выбop и бyдyт opиeнтиpoвaтьcя нa нaшe pacпиcaниe. A чacтнoмy пepeвoзчикy пpидeтcя нас дoгoнять, - считает Алексей Кожевников.

Председатель комитета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков обратился к председателю профсоюза водителей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Игорю Сластину с замечанием о том, что водителям маршруток логичнее было бы забирать пассажиров в перерывах между отправлениями муниципальных автобусов, а не выезжать одновременно.

Игорь Сластин парировал тем, что частные перевозчики также ездят по графику и отступать от него не намерены. 

Повышение оплаты эффекта не принесло 

С появлением муниципальных автобусов количество частных перевозчиков в Улан-Удэ продолжает сокращаться еще, а повышение оплаты проезда на пять рублей, по словам Игоря Сластина, не стало стимулом для прихода на маршруты новых водителей. 

- На сегодня полностью уходят некоторые маршруты, водителей становится меньше. На 59-й маршрут были жалобы, туда поставили два муниципальных автобуса, жалобы прекратились, но добавили еще автобусы. В результате водители стали уходить с маршрута – было 35 машин, сейчас осталось 27. Там, где много муниципальных автобусов, частный перевозчик уходит, - поясняет Игорь Сластин.

Частные перевозчики жалуются и на отсутствие мер поддержки со стороны государства. Игорь Сластин вспомнил о том, что в период пандемии частные перевозчики получали за каждый день работы по 1000 рублей. Сейчас, по его словам, подобные меры поддержки также бы не помешали, поскольку увеличение стоимости проезда доходы водителей не увеличило. Такой тариф не учитывает и амортизацию транспортных средств.

- Водителям категории «Д» предлагают зарплаты от 80 тыс. рублей. Найти сейчас водителя на 50 тысяч очень сложно, - резюмировал Игорь Сластин.

Теплая остановка и единый проездной 

Также на совещании стало известно о том, что на одной из остановок общественного транспорта на Левобережье появится теплая остановка. Установить ее планируется уже в этом году.

- На избирательном округе № 13 в этом году появится один теплый остановочный павильон. Посмотрим, как он себя покажет – не будут ли запотевать окна и прочее, - сообщил депутат горсовета Сергей Бурдиков.

Сейчас в Улан-Удэ есть всего один теплый остановочный павильон – на остановке «Больница» в Железнодорожном районе. Вместе с тем 247 остановок вообще не имеют павильонов. Причина этому – их высокая стоимость. Как пояснил Сергей Бурдиков, в рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги» на установку остановочного павильона предусмотрено 50 - 60 тысяч, в то время как их реальная стоимость в три раза больше.

Еще одна позитивная новость – к 2025 году в столице Бурятии заработает единый проездной билет, который позволит оплачивать проезд в трамвае и автобусе.

Сейчас в Улан-Удэ на муниципальный транспорт необходимо приобретать отдельные проездные билеты и на автобус, и на трамвай. Стоимость проездных составляет 1 500 рублей, для школьников действуют льготные проездные.

- В 2022 году впервые  введен льготный проездной для пенсионеров по старости. Кроме того, на ближайшей сессии горсовет рассмотрит вопрос о расширении категорий граждан, которые могут воспользоваться льготными проездными. Планируется, что с 50%-ной скидкой смогут ездить инвалиды всех групп, дети-инвалиды, ветераны боевых действий, а также студенты, - рассказал на совещании депутат горсовета Сергей Бурдиков.

Все вопросы,  обсуждаемые на совещании, зафиксировали, в том числе и представитель прокуратуры. Документ  передадут в администрацию Улан-Удэ, где ответственные лица должны будут принять решения по совершенствованию системы перевозок.

Лариса Ситник, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.