Леонид Белых: «До дипломов дошли самые достойные»
Депутат Народного Хурала, Герой труда России Леонид Белых принял участие в защите дипломных работ будущими строителями воздушных судов. Он участвует в этом на протяжении многих лет.
Пополнение идет достойное
Выпускники кафедры – это завтрашний день Улан-Удэнского авиационного завода, флагмана промышленности Бурятии.
Как известно, Леонид Белых на протяжении долгого времени стоял у руля предприятия и сейчас продолжает делать все возможное для развития завода, который был и остается делом всей его жизни. День защиты дипломных работ был знаменателен тем, что совпал с Днем науки, отмечаемым в стране.
- Защищались десять человек, и защищались все здорово. Каждый хорошо подготовился. Были темы создания межрегионального самолета, экраноплана, организация производства. Особенно важно, что многие работы посвящены заводской тематике – предлагалась установка некоторых агрегатов, изменение конструкции вертолета. Они все меня заинтересовали – хорошо образованные, настроенные работать на нашем заводе. Я со всеми поговорил и вместе, и поодиночке. Почти все защитились на «пятерки», ни одной «тройки» нет. Подготовка впечатлила, то есть и студенты, и преподавательский состав на хорошем уровне, - отметил Леонид Белых по итогам защиты.
Развитие авиакластера является для республики одним из промышленных приоритетов. Что до выпускников, то закончить напряженное обучение, в ходе которого уже на младших курсах «отсеиваются» многие студенты, это показатель заинтересованности работать в этой отрасли.
Улан-Удэнский авиазавод самым тесным образом сотрудничает с профильной кафедрой, участвуя в подготовке кадров. С защитой дипломов совпало открытие класса IT-технологий.
- С совершенно новым оборудованием. Все полностью профинансировал авиационный завод. Ни у кого нет такого класса. Торжественно разрезали ленточку, - рассказал Леонид Белых.
Столица Бурятии, будучи не очень большим и весьма удаленным от центра России городом, имеет два учебных заведения, где можно обучаться по авиационной тематике. Пару лет назад при поддержке главы республики и при участии Леонида Белых в Улан-Удэ открыли филиал Московского авиационного института.
- К сожалению, есть вопросы с набором студентов. Многие способные к техническим дисциплинам абитуриенты поступают в вузы за пределами Бурятии. Среди тех, кто поступает на кафедру, где нынче прошла защита дипломов, очень многие не доходят до этого этапа, - отметил Леонид Белых.
При обучении специалистов для такой ответственной отрасли, как самолето- и вертолетостроение, нельзя снижать уровень требований к студентам.
Кадры решают все
Ключевой стратегический вопрос Улан-Удэнского авиазавода сегодня - это именно кадры. Предприятию требуется множество работников, в том числе инженеров.
- По всем регионам привлекаем, даем разные льготы, стимулы. Активно внедряем целевое обучение студентов, - сказал Леонид Белых.
Будущих авиастроителей, которые учатся во ВСГУТУ, сразу «окунают» в реальное производство. Взаимодействие вуза и авиазавода налажено самое тесное. Теорию и практику стараются максимально приблизить друг к другу.
- Рекомендации по использованию цифровых технологий – это требования авиационного завода. Максимально готовим так, чтобы молодые специалисты пришли на авиазавод с достаточными компетенциями, что позволяет успешно влиться в производственные процессы. Обучение у нас длится пять с половиной года, поэтому дипломы у нас защищают сейчас, зимой, - поделился с нашим изданием доцент Цыбик Цыдыпов, заведующий кафедрой «Самолето- и вертолетостроение» ВСГУТУ.
Группа, которая сейчас оканчивает ВСГУТУ по специальности «Самолето- и вертолетостроение», изначально состояла из 32 студентов. К моменту защиты дипломных работ осталось десять человек.
- Это очень сложная специальность, и мы стараемся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым основным заказчиком – АО «У-УАЗ», стараемся готовить на высоком уровне, - твердо заверил руководитель кафедры. Он напомнил, что после каждого курса студенты проходят практику на Улан-Удэнском авиазаводе. Начинают на месте слесаря, клепальщика, потом практикуются на месте техника-технолога, техника-конструктора. Учебный процесс построен так, что студенты проходят все стадии производства, которые есть на заводе. На пятом курсе траектория обучения - без отрыва от производства: полдня учатся в вузе и полдня работают на заводе.
- Разрыва между тем, чему учатся студенты и что их ждет на реальном производстве, нет, - рассказал Цыбик Цыдыпов.
В упомянутом Леонидом Белых открывшемся классе, между прочим, установлено программное обеспечение, которое применяется на авиационном заводе. Придя на завод, выпускник уже будет знаком с ним.
Вообще первый набор будущих авиастроителей во ВСГУТУ был в 2001 году. Всего с тех пор выпущено более 200 человек. Около десяти из них сейчас уже работают в Москве в Национальном центре вертолетостроения (объединяет «вертолетные» конструкторские бюро). Один из тех, кто был в составе первого выпуска кафедры, сейчас главный конструктор Улан-Удэнского авиазавода, это Валерий Тогошеев.
Нынешний выпуск из десяти человек в полном составе будет трудоустроен на Улан-Удэнский авиазавод. Они все обучались по контрактам на целевое обучение. Как отметил Леонид Белых, в рамках контракта предприятие их поддерживало – наряду с обычной стипендией эти студенты получали дополнительную от авиазавода.
- Наши выпускники в основном остаются работать в российской авиационной отрасли. Внимание государства растет. Когда мы начинали, у нас было 5 бюджетных мест. Набирали 20 человек – 5 бюджетников, 15 на договорной основе. На данный момент мы набираем 50 бюджетных мест. Но есть проблема, что не можем полностью набрать, много хороших выпускников школ уезжают учиться в центральные вузы страны, - также отметил завкафедрой.
На кафедре сказали, что им очень дороги хорошие отзывы с авиационного завода о подготовке их выпускников.
- Представители заказчика являются членами аттестационной комиссии, которые оценивают результаты нашего труда. Председатель комиссии - главный инженер авиазавода Сергей Соломин, а также директор по персоналу и социальной политике Ирина Захарова, главный конструктор Валерий Тогошеев, главный технолог Николай Фетодов и преподаватели ВСГУТУ, - подытожил Цыбик Цыдыпов.
Валентин Соколов, «Номер один».