Жителей Бурятии «нагрели» на 260 миллионов
Региональная служба по тарифам и ценообразованию допустила ряд нарушений, которые привели к увеличению тарифной нагрузки на потребителей – граждан и предпринимателей. Потребителям излишне начислили 260 млн рублей. В Бурятии общественники предложили «ресурсникам» добровольно вернуть населению и организациям излишне насчитанные миллионы.
Напомним, с 1 декабря 2022 года энергетикам Бурятии разрешили поднять тарифы на коммунальные услуги не на 4,5%, как ранее предполагалось, а до 9%, то есть вдвое.
Правительство РФ тем самым поддержало интересы крупных энергетических монополий в этот сложный для корпораций период. Однако вскоре выяснилось, что тарифы выросли выше допустимых величин. В итоге с января 2024 года по российским регионам прошли массовые проверки обоснованности повышения тарифов. Бурятия попала в число регионов, где с тарифами «нахимичили».
ФАС определил, что в Бурятии были завышены тарифы в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, установленные для семи крупнейших регулируемых организаций на территории региона. В их число попали филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Бурятэнерго», ПАО «ТГК-14», ООО «Закаменск ЖКХ», МП «БВК», МУП «Водоканал», МП «БайкалВодоканал», АО «Читаэнергосбыт».
Антимонопольная служба установила, что «регулятор не в полной мере провел анализ экономической обоснованности включенных в тариф затрат, а также учитывал необязательные для регулируемой деятельности расходы».
ФАС России выдал Республиканской службе по тарифам Бурятии предписание об устранении выявленных нарушений. Органу регулирования надлежит исполнить его в срок до 1 мая 2023 года.
Эксперт Общественной палаты РБ в области теплоэнергетики Владимир Афанасьев одобрил решительные шаги ФАС. Однако при этом отметил, что «260 млн рублей излишне выплаченных потребителями средств это только цветочки».
- Завышены не только тарифы, но и нормативы потребления. Как минимум в два раза, это прежде всего касается ТГК-14, - заявил он. - Здесь необходимо разбираться. Нужно идти дальше в вопросе введения порядка с ценообразованием в энергетике.
Поскольку 260 млн рублей потребители Бурятии уже переплатили, возникает вопрос - как вернуть деньги назад?
Ведь вполне обоснованны опасения, что вопрос может быть затянут. Впрочем, как пояснили «Номер один» в УФАС по Бурятии, поскольку проблемой занималось головное ведомство и поставлены жесткие сроки, то вопрос перерасчета должен быть решен оперативно.
- Если в ближайшие месяцы они проведут перерасчеты по коммунальным услугам, то важно добиться именно возврата денег не на лицевые счета граждан (мол, зачислим авансом), а обратно на расчетные счета плательщиков, то есть на их банковские карты, - полагает улан-удэнская общественница Ирина Трофимова. - Мы не хотим их авансировать.
По ее словам, после декабрьского повышения стоимости коммунальных услуг за трехкомнатную квартиру в Улан-Удэ приходится платить только за тепло по 4 - 6 тыс. рублей. И именно на коммунальные услуги уходит от 30 до 50% от пенсии стариков.
Дополнительной проблемой для улан-удэнцев в связи с повышением стоимости тепла и электроэнергии стали так называемые «перерасчеты в пользу «ресурсников».
- Энергетики это и раньше практиковали, но не так болезненно, поскольку тарифы были ниже, - говорит она. - А сейчас это просто кошмар.
Так, к общественникам на днях обратилась жительница Улан-Удэ, которой сделали дополнительный перерасчет за отопление в квартире за эту зиму, требуя доплатить 18 тыс. рублей. Сейчас правозащитники подают в суд на такое требование.
По мнению общественников, стоимость коммунальных услуг в Бурятии растет высочайшими темпами и является одной из причин миграции в другие регионы, поскольку «жизнь у нас становится дороже, чем где-либо». Проблема осложняется еще и тем, что не только жители республики страдают от завышенных тарифов, но и бизнес, и бюджетные организации всех уровней. В сегодняшнее сложное время наживаться на бедах людей и организаций недопустимо.
Дмитрий Родионов, «Номер один».