Разожгли, вместо того чтобы потушить
В Джидинском районе продолжаются разбирательства вокруг буллинга над четвероклассницей в одной из сельских школ. На сегодня трех работников учебного заведения привлекли к ответственности. Учебное заведение теперь будет стоять на контроле районного управления образования. Это все еще не конец разбирательств, которые начались с конфликта между детьми, а продолжились разборками взрослых. Впереди решение следователей и прокуратуры. Что интересно: проверка минобразования факт буллинга не подтвердила, зато выявила другие нарушения.
Школа на карандаше
Ранее «Номер один» сообщал, как в одной из школ Джидинского района завязался скандал в начальных классах. Мама десятилетней девочки Марина Будаева (имя и фамилия изменены) испугалась, что ее дочь «травят» и бьют другие дети – врачи зафиксировали у школьницы черепно-мозговую травму. Когда она подняла эту тему в школе, то вместо решения проблемы столкнулась с нападками в ее адрес со стороны руководства учебного заведения. К чему это привело: за месяц к ситуации подключились и полиция, и прокуратура, и следователи, и детский омбудсмен, и минобразования республики.
13 мая прошло совещание, на котором присутствовал замминистра образования и науки республики Батор Цыренжапов, детский омбудсмен Бурятии Наталья Ганькина, глава Джидинского района и руководство одной из районных школ. Речь шла о конфликте между учениками четвертого класса, вылившемся в долгие разбирательства между родителями и ведомствами.
- Результаты выездной проверки показали, что руководство школы не в полном объеме приняло меры по урегулированию конфликта. Не проведен анализ причин и условий, способствующих нарушению прав обучающихся, не приняты меры по недопущению конфликтных ситуаций. Одним из инструментов мирного урегулирования конфликтов является служба школьного примирения, которая в школе создана, но работа службой фактически не проводится. При наличии в школе педагога-психолога должностные лица школы не направляли ему сигналы о необходимости проведения работы с детьми, - поделилась результатами совещания Наталья Ганькина.
Что касается самого конфликта, по результатам проверки буллинг по отношению к девочке не подтвердился. По итогам совещания трех сотрудников школы привлекли к дисциплинарной ответственности. Среди них бывший классный руководитель пострадавшего ребенка, завуч по воспитательной работе и сам директор.
- Руководству и педагогам школы рекомендовано провести работу с детьми и родителями, направленную на сплочение, командообразование и развитие дипломатической модели урегулирования спорных вопросов, - сообщила она.
Работа учебного заведения поставлена на контроль районным управлением образования.
«Если бы…»
Как рассказала детский омбудсмен, она подключилась к разбирательствам в апреле. Тогда сообщение о буллинге опубликовали в социальных сетях, после чего Наталья Ганькина связалась с мамой пострадавшей девочки.
- Самое главное, что я хотела узнать – какую работу провели органы районного уровня с детьми и конкретным ребенком для того, чтобы предотвратить конфликт и возместить ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка. Провела личный прием с мамой девочки, на котором она ознакомила меня со всеми медицинскими документами, подтверждающими, что у ребенка есть телесные повреждения. Также рассмотрела заключение специалиста-психолога. Исходя из этого, мною сделан вывод, что в школе сложилась ситуация, которая травмировала ребенка. Для того чтобы оценить полноту проверки, в самой школе я инициировала проверку со стороны Минобраза РБ, - сообщила «Номер один» детский омбудсмен.
Специалисты выехали в район. Они установили недоработки со стороны учебного заведения, касавшиеся разных аспектов: начиная с оформления документов и заканчивая первоначальной реакцией на причинение ребенку вреда здоровью на территории школы. Напомним, у девочки зафиксировали черепно-мозговую травму.
- В любом конфликте важно сделать быстрые шаги, чтобы все стороны примирились и стабилизировалась атмосфера в коллективе. В данной школе вышло так, что отсутствие оперативной работы привело к тому, что конфликт стал затяжным. В него теперь вовлечено очень много сторон как внутри школы, так и за ее пределами, - отмечает уполномоченная.
То есть еще в самом начале конфликта была возможность мирно отрегулировать ситуацию, однако поведение должностных лиц привело к еще большему накалу страстей. Напомним, мама пострадавшей девочки в интервью с «Номер один» сообщала о давлении в ее сторону. Сначала она столкнулась с нападками со стороны других родителей и руководства школы на комиссии по делам несовершеннолетних. Вдобавок вскоре после инцидента к ней в дом даже приходили сотрудники органов опеки и попечительства по анонимному сигналу.
- Если бы в школе сразу все было сделано, то, возможно, так широко и далеко конфликт бы не вышел. Стабилизировалась бы атмосфера в школе. Сейчас каждый из родителей переживает за своего ребенка и опасается, как бы ситуация не обернулась против их детей. Я как уполномоченная хочу сказать, что у нас каждая проверка все-таки ориентируется на оценку действия взрослых, на то, что сделали должностные лица, чтобы предотвратить нарушение прав учащихся. Мы не ставим задачу привлекать самих детей для этого, - считает детский омбудсмен.
Решение за следователями
К слову, хоть и проверка министерства образования буллинга со стороны учеников не выявила, над делом все еще продолжают работать следователи Джидинского района и прокуратура. Нельзя сказать, что ситуация закончилась. Мама пострадавшей школьницы сообщила «Номер один», что ее дальнейшие действия зависят от заключения правоохранителей.
- О том, что директора наказали и вынесли ему дисциплинарное взыскание, это еще раз доказывает то, что вина школы присутствует. Если бы не вмешались вышестоящие органы, этот конфликт так бы и замолчали, - уверена Марина Будаева.
Как призналась Марина, одна бы в этой ситуации она не справилась и рада, что детский омбудсмен и минобразования провели дополнительную проверку по этому случаю. В целом результатом она удовлетворена.
- Если бы школа повела себя правильно, естественно, до такого ужаса все бы не дошло, - отметила она.
Евгения Гармаева, «Номер один».