Стрельба по летающим тарелкам

«Дальневосточный гектар» в Бурятии используют под странные вещи
A- A+

За четыре месяца нынешнего года на территории Бурятии в рамках госпрограммы «Дальневосточный гектар» гражданам  предоставлено всего лишь 67 земельных участков. Такой результат за треть года можно назвать очень слабым. Не помогают даже послабления со стороны федеральной власти. 

Госпрограмма теряет популярность 

Скоро республика отметит четыре года с того момента, когда на ее территории  выдали первый «дальневосточный гектар». Его предоставили гражданину 1 августа 2019 года. Тот год и следующий стали самыми плодотворными для госпрограммы. За пять месяцев 2019 года выдали сразу 742 участка, а в 2020 году – 1198. 

Но ажиотаж, если указанные цифры можно так охарактеризовать, очень быстро спал. Очередные годы показали динамичное падение - гражданам предоставили 519 и 410 «дальневосточных гектаров»  соответственно. Нынешние цифры  названы выше. Они позволяют прогнозировать, что в текущем году «гектарные» показатели станут еще скромнее. Итого с начала госпрограммы в Бурятии  выдано чуть меньше 3000 участков.

«На сегодняшний день ведется освоение по 104 земельным участкам. Из них 60% участков осваиваются для сельскохозяйственного производства и использования, 35% - для строительства жилья, 5% - под иные виды деятельности», - говорит Дмитрий Булнаев, министр имущественных и земельных отношений Бурятии.

С каждым получателем  заключен договор безвозмездного пользования «гектаром». Кстати, людей из других регионов, получивших землю в нашей республике, пока насчитывается 118, среди них больше всего жителей Якутии и Забайкальского края.

«Бурятская Украина» впереди 

Наибольшим спросом пользуются участки в Кабанском районе. Он находится на побережье Байкала, и в советское время из-за неплохого плодородия местной почвы и микроклимата район называли «бурятской Украиной». Получателям уже выдан 521 кабанский «дальневосточный гектар».

«Наиболее востребованы также земельные участки, расположенные в Тарбагатайском (396), Кяхтинском (306), Прибайкальском (245), Селенгинском (235) и Иволгинском (225) районах», - отмечают в ведомстве.

Из почти 3000 «дальневосточных гектаров» менее половины их получателей определились с тем, что станут делать на этой земле. Но на тех участках, где получатели определились и активно развиваются в своем направлении, есть интересные проекты. В Прибайкальском районе можно выделить проект базы стендовой стрельбы по тарелочкам. В этом же районе продвигается сельхозрынок (ведение крестьянско-фермерского хозяйства). А в Иволгинском районе Бурятии на «гектаре» развивается предпринимательский проект по лыжной базе. 

Однако эти необычные проекты являются, скорее, исключением из правил. Если проанализировать планы тех, кто успел определиться со своими намерениями, то там все банально.

«Землю на территории Бурятии берут, как правило, для строительства жилья (42%), для сельскохозяйственного производства и использования (48%). Небольшое количество «дальневосточных гектаров» получено для реализации туристических и предпринимательских проектов (10%)», - констатировали в Минимущества Бурятии.

То, что землю активно берут для ИЖС, чиновники связывают с популярностью программы «Дальневосточная ипотека» (под 2% годовых), а также с возможностью досрочно оформить право собственности на «гектар».

Невзирая на цифры,  показывающие, что «гектар» в Бурятии теряет популярность, в минимущества спокойны. «Программа «Дальневосточный гектар» на территории Республики Бурятия» реализуется в штатном режиме. Показатели по данной программе удовлетворительны», - заявляет министр Дмитрий Булнаев.

«Гектаров» выдано суммарной площадью 3455,5. Бывают даже групповые заявки. И получатели досрочно оформили в свою собственность 19 участков площадью почти семь гектаров. Граждан,  отказавшихся от полученного в Бурятии участка, очень мало. То есть люди участвуют в госпрограмме осознанно. На фоне «усыхания» потока таких сознательных «дальнегектарщиков» федеральный закон о «дальневосточном гектаре» становится все либеральнее и вводит послабления.

Недавно даже появилась возможность попасть под «гектарную амнистию». Людям известна  «дачная амнистия», «гаражная амнистия» и вот теперь еще одна. Ее суть в том, что получатель может подавать заявление о предоставлении участка в собственность или   аренду за пределами пятилетнего срока.

Срок выбора получателем разрешенного вида (или видов) использования земельного участка, предоставленного по госпрограмме в безвозмездное пользование, увеличен с одного года до двух лет.

Исключено требование о предоставлении декларации об использовании земельного участка. Сокращен срок, по истечении которого возможна передача «дальневосточного гектара», предоставленного гражданину по договору безвозмездного пользования, в собственность (или в аренду). Есть и другие либеральные новшества по поводу «гектара». Федеральные власти явно пытаются поддержать падающий интерес. Вот вам это, вот вам то - только будьте на Дальнем Востоке.

Из болота тянуть бегемота

«Гектар», конечно, не единственный метод, а часть усилий по удержанию и наращиванию народонаселения данного макрорегиона. Они ощущаются и в Бурятии. Дошло до того, что даже проекты по зданиям для театра «Байкал»,  Нацмузея стали вполне осязаемыми. Так же как продолжение строительства ТЭЦ-2. Текущий ремонт гнилых теплосетей, из-за которого в Железнодорожном районе масса людей осталась без горячей воды на все лето, третий мост через Уду - тоже часть усилий по развитию макрорегиона.

Но эти новые «дальневосточные» усилия больше напоминает хватание утопающего за соломинку.

Социально-экономические методы так и не привели к тому, что на Дальний Восток ринулись многомиллионные потоки переселенцев из европейской части России. Неумение добиться этого указанными методами приведет к тому, что людей сюда будут направлять административно-управленческими способами. Например, уже заговорили, что выпускников российских вузов, которые обучались на бюджетной основе, надо бы обязать несколько лет отработать там, куда их распределят. Как в СССР. В каком-нибудь фельдшерско-акушерском пункте в южнобурятском улусе с радостью примут, допустим, молодых медиков из Москвы.

Да и что касается оттока граждан. Полагаем, может случиться так, что из регионов ДФО станет очень трудно уехать - билет в ДФО будет дешев, а из ДФО  вырастет до размера зарплаты за год. А чтобы было поменьше хитрецов,  решивших уехать на личных машинах, машины в ДФО могут стать такой же малодоступной вещью, как в СССР времен дорогого Леонида Ильича. И люди будут десятилетиями копить деньги на личное авто.

Петр Санжиев, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.