Товар лицом
На дворе начало июля. Можно подвести итоги первого этапа выборов депутатов Народного Хурала. Тем более что все основные участники представили свои программы и списки кандидатов.
Первой это сделала «Единая Россия». Фактически «партия власти» ведет свою кампанию с момента, когда местное отделение возглавил Алексей Цыденов. Новыми школами, ФАПами, домами культуры и спортплощадками уже утыкали всю республику. И каждое перерезание ленточки по мере приближения выборов сопровождается все более навязчивой рекламой «ЕР». Ну а первая пятерка «партии власти» на выборах в Хурал активно раскручивается с мая. Не только на баннерах в стиле Marvel с лозунгом «Время надежных», но и в республиканских СМИ.
Глава там присутствует постоянно, немного реже – остальные четверо «надежных». То орден получат, то Путина во время мятежа поддержат, то просто выступят как эксперты. В общем, «Единая Россия» себе не изменяет: админресурс + низкая явка = победа. Даже мятеж «Вагнера» не поколебал ее. Так что какие-то серьезные проблемы у «единороссов» до сентября уже вряд ли возникнут.
У коммунистов все печальнее. Если для «ЕР» быть скучными, но «надежными» - фирменный стиль, то для КПРФ это смерти подобно. В последнее время бурятские «красные» только слабели. Фактически «слитые» в пользу Цыденова выборы главы, уход нескольких видных и ресурсных фигур, Мархаев не молодеет, программа не блещет оригинальностью… Проблемы налицо.
А вот в местном отделении ЛДПР, несмотря на уход Жириновского, бодрятся. Привезли в Бурятию на частном бизнес-джете освобожденного из американского плена Виктора Бута, включили в свой список одиозного директора «ЭкоАльянса». Зачем? Ведь ни то, ни другое событие не добавит партии голосов. Сможет ли она за оставшееся время предложить что-то более внятное – большой вопрос.
Об эсэрах как партии теперь, как говорится, либо хорошо, либо ничего. Похоже, региональное отделение окончательно разваливается на наших глазах. Списка и программы нет, а юристы и пиарщики давно разбежались по другим штабам.
На этом фоне свежо смотрятся «Новые люди». Партии удалось собрать неплохой список кандидатов. Минус в том, что они не «раскручены». Но он же и плюс: нет груза старых невыполненных обещаний. А уровень известности быстро растет благодаря яркой и агрессивной рекламной кампании. Кроме того, «новолюды» предложили, на удивление, удачную программу. В меру популистскую, в меру содержательную, резкую и протестную по форме и конструктивную по сути. Многие тезисы схожи с тем, что есть у коммунистов, но у последних меньше конструктива и глубины понимания проблем, особенно в экономике. И эта разница может сыграть важную, но разную роль для обеих партий в сентябре.
Почему-то принято считать, что за КПРФ голосует в основном старшее поколение. Это уже давно не так. Значительная часть коммунистического электората это люди, не разделяющие взглядов Маркса и Ленина. Они просто обижены на власть. КПРФ для них – единственная серьезная альтернатива «Единой России». Другие партии либо слишком малы, либо недостаточно оппозиционны, либо обладают слишком размытой идеологией и программой. «Новые люди» для них – то, что надо.
Они обладают плюсами коммунистов, но лишены их минусов. Недавнее заявление лидера бурятского отделения «Новых людей» Семена Матхеева о том, что его партии больше по пути с КПРФ, чем с «ЕР», удивило многих. На самом деле оно адресовано именно им – мелким и средним предпринимателям, которых подкосили ковид и СВО, научной и культурной интеллигенции, которой одинаково чужды и пролетарская риторика коммунистов, и навязчивая пропаганда «партии власти», национальной бурятской элите, наконец, для которой долгое время Вячеслав Мархаев был безальтернативным лидером. Конечно, «Новые люди» не вытеснят КПРФ из бурятской политики полностью, а Матхеев не станет новым Мархаевым. Но для многих они будут альтернативой кондовым бурятским коммунистам. И это хорошо.
В итоге, скорее всего, нас ждет очередная скучная кампания. Оживить ее могут лишь коммунисты и «Новые люди». Если, конечно, у первых хватит сил, а у вторых смелости.
Валентин Соколов, «Номер один».