«Люди кричали от страха»
27 марта из-за шквалистого ветра в аэропорту Улан-Удэ не смогли приземлиться сразу пять самолетов, один из которых был грузовым. Воздушным судам пришлось улететь в Иркутск, чтобы там переждать непогоду. Один из пассажиров рейса «Улан-Удэ - Москва» поделился с «Номер один» своими впечатлениями о полете.
«Болтало во все стороны»
По словам нашего собеседника, который пожелал остаться анонимным, пилоты самолета, следовавшего из Москвы в Улан-Удэ, сделали несколько попыток посадить воздушное судно в аэропорту «Байкал».
- Как только ветер начинал немного стихать, пилот шел на снижение. Но резкие порывы ветра сносили самолет в сторону, и тогда он вновь набирал высоту. Так было раз пять. Только после нескольких неудачных попыток посадить судно экипаж принял решение лететь в Иркутск, - рассказывает пассажир.
В то время, когда кружили над Улан-Удэ, пассажиры борта вовсю паниковали – ведь самолет подкидывало то вверх-вниз, то влево-вправо. Мало кто смог сохранить спокойствие. Люди кричали от страха, женщины пытались успокоить детей. Некоторых пассажиров от турбулентности сильно укачало и вырвало.
- Раздражало то, что не только женщины, но и мужчины кричали от страха, нервничали. Я вообще такого не понимаю. Ты ведь мужчина, держи свои переживания при себе, зачем их показывать и нагнетать панику? Рядом со мной сидел мужчина и тоже стал орать. Я его ударил по плечу и говорю: «Ты-то чего кричишь?». Он успокоился, - вспоминает наш собеседник.
Бортпроводники, как могли, успокаивали людей. «Болтанка» продолжалась около 20 - 30 минут.
- Я считаю, что попытки сесть в нашем аэропорту было неоправданным риском со стороны пилотов. Что мешало командиру воздушного судна сразу полететь в Иркутск? Может быть, есть какие-то штрафы от авиакомпании, если не посадить самолет в аэропорту назначения? Других объяснений у меня нет, - рассуждает пассажир.
Самолет, к слову, был заполнен пассажирами практически весь, свободных мест оставалось лишь несколько. Не менее устрашающе выглядели и попытки посадить самолет.
- Я наблюдал, как пилотировал командир воздушного судна. Самолет не только вертикально, но и горизонтально подбрасывало так, что мне было страшно. Уважение пилотам, - высказывается очевидец.
Когда самолет приземлился в Иркутске, авиакомпания предложила пассажирам еду. Вечером борт вылетел в Улан-Удэ.
Решение за командиром
Как мы уже сообщили, приземлиться в Улан-Удэ самолеты не смогли из-за сильного ветра. По данным синоптиков, сила ветра в Улан-Удэ 27 марта составляла 9 - 14 м/с, с порывами до 17 - 22 м/с.
Как прокомментировал нашему изданию гендиректор аэропорта «Байкал» Дмитрий Гармаев, с такой ситуацией, когда сразу несколько самолетов не смогли сесть из-за сильного ветра, он в своей практике столкнулся впервые.
- Я работаю в нашем аэропорту с 2011 года, но именно такой ситуации с массовым уходом на запасной аэродром из-за ветра при мне не было ни разу. Я говорил с опытными пилотами, которые сейчас работают в наземных службах аэропорта, они также отмечают, что это очень редкая ситуация, когда ветер становится помехой для посадки, - говорит Дмитрий Гармаев.
На наш вопрос, по какой причине пилоты сразу не уходили на посадку в Иркутск, гендиректор аэропорта ответил, что решение о том, сажать самолет или нет, принимает командир воздушного судна.
- Решение о том, что делать в случае нештатной ситуации, принимает пилот - на то он и высококвалифицированный специалист, имеющий специальные допуски и разрешения. Возможно, у пилота был план, как посадить судно, но затем, оценив обстановку, он принял решение уходить на запасной аэродром. Такое бывает, - отмечает руководитель воздушной гавани.
Максимальная опасность
Большинство самолетов, выполняющих воздушные перевозки пассажиров, не совершают взлеты и посадки при боковом и попутном ветре, имеющем силу соответственно 17 - 18 и 5 м/с. Такие порывы воздушных масс могут вызвать опасный крен самолета. На взлете летательный аппарат ветром может развернуть или снести с взлетно-посадочной полосы.
В основном самолеты перестают взлетать и совершать посадку уже при 17 м/с. Ограничения установлены для того, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и членов экипажа.
Опасность сильного бокового ветра заключается в том, что он способен развернуть самолет. Такая особенность получила название «угол сноса». Наиболее остро воздействие бокового ветра на летательный аппарат ощущается при его соприкосновении с взлетно-посадочной полосой. Именно в этот момент существует огромный риск резкого изменения направления движения самолета. Максимальную опасность представляют порывы ураганного ветра.
Но, как говорит Дмитрий Гармаев, решение о посадке воздушного судна принимают именно пилоты. В 2016 году в Ростове-на-Дону пилоты компании FlyDubai, перевозившие туристов из ОАЭ, на свой страх и риск приняли решение посадить самолет в условиях плохой погоды.
Пилот зашел на второй круг, начал снижение и уже приблизился к взлетно-посадочной полосе. Но при порыве ветра Boeing резко задрал нос, чиркнув «взлетку» фюзеляжем, после чего его буквально разнесло взрывом на куски. Шансов выжить не было ни у кого.
Во время снижения и захода на посадку из-за сильного ветра лайнер попал в зону сильной турбулентности и пилоту не удалось удержать самолет. Тяжелый Boeing 737-800 еще до касания шасси с землей стало заваливать в штопор. Пилот попытался поднять самолет вверх, но лайнер на скорости более 300 км/ч и на высоте примерно в 200 — 250 метров «клюнул» носом и рухнул на землю, взорвавшись в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы аэропорта.
В авиакатастрофе погибли все находившиеся на борту люди: 55 пассажиров и шесть членов экипажа.
Лариса Ситник, «Номер один».