Как бывший спикер Хурала попал в СИЗО
История Цырена Доржиева – это череда взлетов и падений, которые последовательно сменяли друг друга. Однако сегодняшнее его падение вряд ли сменится взлетом – слишком уж глубоко пал экс-председатель Народного Хурала. А виной всему уголовные разбирательства вокруг бизнеса его сына.
Предсказуемый итог
В конце прошлой недели в ряде телеграм-каналов Бурятии, в том числе связанных с правоохранительными органами, появилась информация о задержании бывшего спикера республиканского парламента Цырена Доржиева. Он – отец бизнесмена Тушина Доржиева, которого силовики разыскивают в рамках дела компании «Витим», связанного с крупными хищениями. По данным «Номер один», задержание проводили сотрудники регионального Управления ФСБ.
Сразу на следующий день после задержания, 30 марта, Советский районный суд Улан-Удэ удовлетворил ходатайство следственного отдела УФСБ по Республике Бурятия об избрании в отношении Цырена Доржиева меры пресечения в виде заключения под стражу до 29 мая 2024 года.
«Доржиеву предъявлено обвинение в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ. По мнению органа следствия, Доржиев по предварительному сговору с иными фигурантами уголовного дела, действуя от имени ООО «Витим» и ОО СК «Развитие», путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц ГКУ РБ «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» и МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1» совершил хищение денежных средств в размере на общую сумму более 36 млн рублей», - сообщили в пресс-службе Советского райсуда. Постановление суда еще не вступило в законную силу.
Ранее в доме самого Цырена Доржиева уже проходил обыск. Что искали там силовики, неизвестно, однако тогда сам бывший спикер Хурала не был задержан. Что касается его сына Тушина Доржиева, то, по некоторым данным, он скрывается от правоохранителей в Корее.
Проваленная стройка
Как писал «Номер один» в прошлом году, правоохранители возбудили уголовное дело на гендиректора ООО «Витим» по факту мошенничества в особо крупном размере. Однако следствие уверено, что за компанией стоит Тушин Доржиев.
Еще в 2021 году эта фирма выиграла подряд и взяла на себя обязательства построить новую школу на 450 мест в селе Сосново-Озерское. Судя по всему, работа по возведению объекта не задалась, и в 2023 году контракт с фирмой расторгли. Примерно тогда же на стройплощадку зашла прокуратура, которая выяснила, что «Витим» предоставил заказчику данные с недостоверными сведениями о прочности использованного при строительстве бетона. Как это часто случается, качество стройматериала было куда ниже прописанного в техзадании. Но это уже не просто попытка сэкономить – бетон более низкой плотности создавал угрозу обрушения школы. Если бы это не вскрылось, то в результате могла произойти трагедия, о которой говорили бы во всем мире.
Поэтому Следственное управление МВД Бурятии возбудило уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Фигурантом стал гендиректор «Витима» Солбон Дашицыренов. Он пытался сбежать, но в итоге оказался в цепких руках силовиков.
Отец за сына
Однако Сосново-Озерская школа – это не единственный объект, строительство которого провалила компания «Витим». Так, в прошлом году фирма сорвала строительство школы на 176 учеников в Хоринском районе. Цена вопроса – порядка 350 млн рублей. Здесь тоже пришлось расторгать контракт из-за нарушений подрядчика.
Уже тогда источники «Номер один» сообщали, что выгодные многомиллионные подряды в Еравнинском и Хоринском районах Тушин Доржиев мог получить не без влияния своего отца. Последний - выходец из Еравнинского района, где и начинал свой карьерный рост, являясь депутатом пяти созывов Народного Хурала. Далее почти полтора десятка лет он возглавлял бюджетный комитет Хурала. В «нулевые» и «десятые» годы именно через этот комитет проходило согласование многомиллиардных ассигнований на различные проекты.
- Надо отдать должное Цырену Эрдынеевичу, в республике трудно было сравниться с ним по профессионализму в бюджетном процессе - он его прекрасно знал, как и те схемы, которые можно использовать для выбивания и последующего освоения бюджетных средств, - говорил источник в Народном Хурале Бурятии. – Он активно пользовался этим, заваливая деньгами Еравнинский район, который по объему ассигнований из регионального бюджета далеко превосходил соседние. Это позволяло ему легко избираться в Хурал. Кроме того, Доржиев умело играл на противоречиях между оппозиционной частью Хурала и исполнительной властью.
«Золотой мальчик»
Тушин Доржиев был неблагополучным пятном на карьере отца довольно долгое время. По некоторым сведениям, в сфере его интересов в начале «десятых» годов находился контроль над добычей нефрита, затем были связи с организованной преступной группировкой и как итог уголовка по статье «Грабеж в особо крупном размере» в 2016 году. А ранее Тушина Доржиева арестовали по подозрению в совершении вымогательства в составе ОПГ. Вместо реального срока как минимум в десять лет лишения свободы подсудимый получил шесть лет условно.
Далее Тушина Доржиева приняли на работу в Хурал, где он стал числиться помощником депутата, своего отца. Параллельно пробовал заниматься бизнесом: от домофонов и фаст-фуда до сделок с недвижимостью. Далее у семьи возникла идея освоения в том числе федеральных бюджетных средств, которые несколько лет назад начали активно поступать в республику на строительство социальных объектов. Несмотря на то, что после выборов 2018 года старший Доржиев потерял кресло спикера, он оставался еще при делах, будучи зампредседателя парламента и имея возможности влиять на ситуацию. Тогда же создана фирма «Витим», получившая многомиллиардные подряды на строительство школ в районах. Но в итоге вместо честной работы на дорогих подрядах (которая, кстати, давала хорошую возможность заработать большие деньги) случилось то, что случилось. И Доржиев-младший, который, скорее всего, понимал неизбежность преследования, в сентябре 2022 года через Монголию выехал в Южную Корею.
А вот Доржиев-старший остался, видимо, надеясь то ли на собственное влияние, то ли на то, что силовики не смогут ничего доказать.
Таким образом, карьера экс-спикера Хурала подошла к концу, а вот история его преследования, похоже, только начинается.
Станислав Сергеев, «Номер один».