Алексей Цыденов: «Мне дали возможность сделать что-то лучше для регионов, для страны»

Глава Бурятии рассказал о работе комиссии Госсовета «Эффективная транспортная система»
A- A+

Глава Бурятии, председатель комиссии Госсовета «Эффективная транспортная система», Алексей Цыденов дал интервью президенту «Минченко Консалтинг», президенту РАСО, директору Центра исследований политических элит Института международных исследований МГИМО Евгению Минченко.

- Какими вопросами занимается ваша комиссия, кто входит в ее состав, как часто вы собираетесь лично, каков механизм работы между заседаниями? 

- Указом Президента № 623 от 22 июля текущего года была создана 21 комиссия Госсовета по всем направлениям развития государства, а также назначены председатели комиссии. Мне президент доверил комиссию по нацпроекту «Эффективная транспортная система». До этого я также возглавлял комиссию Госсовета в сфере транспорта.

Состав новой комиссии большой, сейчас 102 человека. Поэтому есть и более сокращенный состав в виде президиума. Из опыта предыдущей комиссии собираемся мы по необходимости, но в среднем ежеквартально точно, иногда чаще. За период с 2018 года прошло 55 заседаний комиссии и подкомиссий, это чаще, чем раз в квартал. Как набираются вопросы, есть задача в короткий срок что-то решить, так комиссия собирается.

Вопросы для рассмотрения на комиссии идут и от субъектов РФ, и от федеральных органов власти (минтранс в первую очередь, минстрой, минпром), и от организаций в сфере транспорта. Это всегда конкретные вопросы, касающиеся регионов. Системные вопросы от организаций, например, РЖД, операторов аэропортов или пассажирских перевозчиков и т. п.

От федеральных органов и министерств идут запросы, когда в соответствии с поручениями президента, для доклада президенту, для решения какой-то поставленной задачи нужна в том числе и позиция комиссии. Сейчас уже практически все серьезные вопросы и поручения президент дает правительству для рассмотрения совместно с комиссиями Госсовета.

Это механизм отработки с субъектами, с губернаторами, с экспертным сообществом. Так что технология за прошедшие годы отточилась.
- Какие полезные инициативы вашей комиссии уже внедрены в реальную жизнь, какова от них отдача? 

- На самом деле многие проблемы уже разрешились, какие-то в процессе.

Например, президент проводил Госсовет по автомобильным дорогам, где наша комиссия была ключевой по формированию повестки, вопросов, предложений.

На нем утверждались основные параметры нашего проекта «Безопасные и качественные дороги»: что необходимо сделать, чтобы достигать 50% нормативного состояния автомобильных дорог регионального значения и 85% нормативного состояния дорог агломерации. Именно эти показатели заложены в рамках национального проекта до 2024 года.

На том же заседании обсуждалось и распределение акцизов. Вопрос в том, что 25,1% акцизов, собираемых с топлива, распределяется через Федеральный дорожный фонд в региональные дорожные фонды. И, в зависимости от состояния дорог, это позволяет поддержать те субъекты, у которых наиболее тяжелое состояние. И в целом формируется общероссийский подход, чтобы не было такого, что у одних регионов все «в шоколаде», а у других все тяжело.

Также было отдельное совещание президента, которое готовила комиссия по вопросам внутреннего водного транспорта. Там в целом была необходимость обеспечения гарантированных глубин на единой глубоководной системе. Это Волга, Кама, в первую очередь. И в соответствии с этим совещанием дано поручение президента, которое сегодня ложится в основу нацпроекта. А это Волга полностью, Городец, Багаевка, гидроузлы – все очень капиталоемкие мероприятия, чтобы обеспечить полностью единую глубоководную систему глубиной четыре метра. Гарантированную осадку 3,6 метра для судов. Также вопрос был о развитии электротранспорта на речках, поддержка создания инфраструктуры зарядки, поддержка мероприятий по производству в России судов, в том числе на электроходу.

С подачи всех губернаторов и при активной подготовке нашей комиссии было отдельное заседание Госсовета по общественному транспорту: меры поддержки закупки автобусов, троллейбусов, трамваев, программы лизинга, субсидирования. А это потом и прямые поручения президента в выделении средств. То, что было актуально для регионов, мы консолидировали, отработали с правительством, с минтрансом, вышли на президента.

С учетом актуальности вопроса президент в своем послании отметил необходимость обновления общественного транспорта. И это легло в указ президента с конкретными параметрами о том, что у нас 85% общественного транспорта должно быть не свыше нормативного срока службы к 2030 году.

В результате совместной работы федерального правительства и регионов финансирование в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, выросло более чем в шесть раз, а обновление подвижного состава выросло за тот же период более чем в четыре раза, а по линии минтранса – вообще в 11 раз. Кстати, к концу 2024 года обновление увеличится еще на 50%. А ведь потребность в обновлении, по нашим подсчетам, в период 2023 - 2030 гг. в регионах составляет почти 60 тыс. единиц техники (автобусов, троллейбусов и трамваев).

Ну и в целом по многим вопросам: по авиации, по субсидированию авиаперевозок, по работе с аэропортами, естественно, по работе железных дорог, особенно на Восточном полигоне, и так далее. То есть комиссии Госсовета - это механизм взаимодействия регионов с федеральными органами исполнительной власти.

Все министерства, включая минтранс, в любом случае и сами, без комиссии, напрямую работают с регионами, слушают запросы. Все равно у каждого губернатора есть контакт с министром. То есть мы в данном случае не являемся единственным окном для взаимодействия министерств и регионов. Но при этом все равно, когда один губернатор обращается – это одно, но если есть консолидированное мнение многих губернаторов, тогда этому вопросу, инициативному предложению придается большее значение и  оно рассматривается уже более системно.

- Какие революционные наработки сейчас в работе вашей комиссии? Какие направления работы? 

- Революций мы не совершали и не планируем. Но надо отметить, что любой вопрос, который в итоге выносится на рассмотрение уже непосредственно  президенту, в результате имеет системные и масштабные решения. Тот же общественный транспорт. Да, эту тему можно считать традиционной, но после внимания президента объемы господдержки были существенно увеличены.

Акцентированное внимание на внутренний водный транспорт - тоже инициатива комиссии и, в первую очередь, регионов Волжского бассейна. Мероприятия по обеспечению гарантированных глубин дорогостоящие, десятки миллиардов, но в итоге президент принял все решения.

Сейчас президент большую часть докладов от правительства по системным вопросам принимает после согласования комиссии и поэтому в министерствах у нас налажено более тесное взаимодействие. В целом это по-настоящему достаточно конструктивная работа.

Мы тоже понимаем, что у регионов есть «хотелки», а есть реалистичные возможности государства что-то решать, что-то откладывать до лучших времен. Поэтому это компромисс, но в любом случае  это взаимодействие.

Я, со своей стороны, как председатель комиссии, на самом деле  на своем уровне многие «хотелки» регионов не выношу на рассмотрение комиссии. На комиссии смотрятся системные вопросы. А рассматривать конкретные предложения конкретного региона о строительстве моста, или ремонте определенного участка дороги и т. д.  неконструктивно. Как рассматривать? Голосовать членами комиссии? Этому региону дать мост, а этому не давать?! Поэтому на комиссии смотрятся общие правила, в том числе распределения субсидий, общие критерии и подходы. Смотрятся решения, влияющие если не на все, то на несколько регионов, например, на  развитие Восточного полигона железных дорог и т.  п.

Не все вопросы, которые инициируют губернаторы, выносятся на комиссию, но с губернаторами все равно я проговариваю. Я со всеми на связи, у нас активное взаимодействие.

- Для вас председательство в комиссии - это дополнительное бремя или дополнительный ресурс? 

- На самом деле и то, и то. Причем все-таки больше бремя, чем ресурсы.

На самом деле статус председателя комиссии во многом еще даже руки связывает. Ты должен быть примером и действовать строго по правилам. Я знаю примеры некоторых регионов, которые постфактум корректировали статотчетность по нормативному состоянию дорог или за отчетной датой увеличивали протяженность региональных дорог и в результате получали большее финансирование. Таких случаев немного, но они есть. Я себе такое позволить не могу.

Но сказать, что председательство в комиссии – это исключительное бремя, тоже нельзя. Все-таки просто за счет того, что ты волей-неволей постоянно в общении с руководством правительства, министерств и ведомств, с руководителями госкомпаний, таких как РЖД, то  имеешь возможность по своим текущим вопросам более оперативно обратиться. Иногда просто оперативно попасть на прием - уже достижение.

Но главное – это не то, что работа комиссии занимает много времени, что ты вынужден погружаться в вопросы не только своего региона, но и других регионов и организаций.

Главное то, что тебе доверил президент. Тебе дали возможность сделать что-то лучше для регионов, для страны в той сфере, в которой ты разбираешься. И это определяющий фактор. Это главная ответственность и главный мотиватор. Определяющий фактор работы - не подвести!

Материал предоставлен пресс-службой главы и правительства Бурятии.


© 2012 — 2025
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.