Образование Бурятии ждет кризис

Реформа российского образования началась гораздо раньше, чем все ожидали. Например, профессиональные училища были совершенно не готовы к тому, что с начала 2005 года их судьба будет целиком и полностью зависеть от регионального бюджета, в результате — катастрофическое недофинасирование системы начального профессионального образования и угроза исчезновения профучилищ. На очереди неутешительные прогнозы для системы средне-специального и высшего образования, вполне возможно, что их тоже переведут на финансирование из регионального бюджета. Последствия такой реформы, судя по тому, как она началась, и в самом деле будут катастрофическими, если заранее не подготовиться к новым условиям выживания.
A- A+
По мнению деятелей образования, предложенная Минобразования реформа — путь к окончательному разрушению российской системы образования. Но по-другому уже не получится, реформа идет полным ходом. Поэтому сейчас гораздо важнее заранее подготовиться к предстоящим изменениям и попытаться сохранить то, что еще можно успеть сохранить.
— Об объединении учебных заведений в рамках университетских комплексов мы начали говорить еще несколько лет назад, а более настойчиво — в прошлом году, — рассказывает первый проректор БГУ Юрий Шагдуров, — но тогда нас не особо слушали, воспринимая наши слова как цель "захватить" образовательные учреждения. А сейчас все понимают, что объединение школ, профучилищ и вузов — один из немногих выходов в условиях реформы.
Объединение образовательных учреждений в республике уже началось, например, руководство БГУ еще в 2001 году организовало университетский образовательный комплекс, в который входит 25 учебных учреждений: школы, педагогическое училище, Бурятский колледж статистики и информационных технологий, несколько профтехучилищ и, собственно, сам университет. В настоящее время БГУ предлагает ПУ N10 и Железнодорожному лицею N1 также войти в университетский комплекс. Только в составе вуза эти учреждения смогут продолжать и дальше нормально функционировать.
— Я считаю, системе профтехобразования пришел конец, по итогам этого года выживут единицы училищ, — прогнозирует Юрий Шагдуров, — начнется распродажа зданий, в которые заедут банки, коммерческие организации, госучреждения. А мы предлагаем помощь училищам, колледжам, лицеям. Не секрет, что вузы находятся в более выгодном положении: финансируются из федерального бюджета, да и деньги умеют зарабатывать. Мы имеем возможность часть расходов по содержанию училищ взять на себя из внебюджетных фондов.
В прошлом году Степан Калмыков, ректор БГУ, ездил в Москву по вопросу развития университетского комплекса и вхождения в его состав учебных заведений начального профессионального образования. Тогда в Минобразования ректора поддержали и сказали: "Это один из немногих выходов сохранить в регионах профучилища". В составе университетского комплекса гораздо проще оптимизировать образовательный процесс. Одинаковые или смежные специальности объединить, какие-то закрыть, внедрить новые и прочее. Важно и то, что благодаря возможностям вуза в соответствии с концепцией модернизации российского образования станет возможным осуществление многоуровневой подготовки кадров (профучилище — колледж — вуз), то есть начальное, среднее и высшее профессиональное образование будет интегрировано в рамках одного учебного заведения. Кроме того, вуз поможет профучилищам зарабатывать деньги самостоятельно.
— У нас есть идея, как профессиональные училища в составе нашего университетского корпуса смогут обеспечить свою деятельность, — делится Юрий Шагдуров. — У БГУ есть представительство в Хайларе, мы хотим обучать китайцев на базе ПУ и ПТУ нашего комплекса. Все китайцы, которые работают на территории России, не имеют сертификатов, а сейчас согласно новому законодательству все иностранные рабочие, если они работает на территории Российской Федерации должны иметь сертификат. Поэтому, чтобы сохранить ПУ и ПТУ, мы будем платно обучать китайцев, таким образом, наши дети смогут учиться бесплатно.
Еще один плюс создания университетских комплексов — возможность детям из необеспеченных семей получать высшее образование. Например, ребенок начал учиться в профучилище, а если у него есть способности — он идет в колледж, а оттуда — и в вуз. Те, у кого нет стремления и способностей, получают специальность в профучилище и уходят.
Юрий Шагдуров говорит, что если и другие вузы республики пойдут по примеру БГУ, то есть тоже начнут создавать университетские комплексы, то у системы начального и средне-специального образования появится возможность выжить в новых условиях.



© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.