Бюджет иллюзий или развития?

Первый этап социальных реформ предполагает увеличение зарплат педиатрам и терапевтам, оснащение поликлиник оборудованием, введение надбавок за кандидатскую и докторскую степени, за классное руководство в школах. Цена инициатив — 116 миллиардов рублей. Но это только начало. В ближайшие два года бюджету России еще предстоит "переварить" общее увеличение зарплат и пенсий в течение полутора лет в два раза и увеличение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума. В целом расходы бюджета развития-2006 (или бюджета иллюзий, как его еще называют) уже в будущем году увеличатся на 40%. Большая часть этого роста приходится на социальные программы. Нефтедоллары решили "раздать" населению. Стоит ли радоваться по поводу этой немыслимой щедрости властей?
A- A+

Переварит ли казна социальные инициативы?

В связи с новыми социальными проектами возникает масса вопросов. К примеру, почему поднимаются оклады именно начальному звену медиков? По мнению властей, потому что они не имеют дополнительных доходов. Узкие же специалисты, мол, могут подработать. Возможно, этот посыл и верен в отношении Москвы или других мегаполисов, но никак не Бурятии. Сложно представить, к примеру, гастроэнтеролога или хирурга в Бичуре или Тарбагатае, которые зарабатывают на коммерческих больных. В наших деревнях с катастрофически низкими доходами населения такой возможности попросту нет. Получается, инициатива предназначена вроде как для глубинки, но разрабатывалась она, опираясь на условия Садового кольца.

Опять же, как быть с остальными медиками, которым заплаты сейчас не увеличат? Их доходы по задумке властей также станут выше. Прежде всего это коснется хирургов. Предполагается привязать их зарплаты к качеству и количеству услуг. С одной стороны, все как будто правильно, с другой — доходы хирургов будут зависеть от количества операций: представляете, что тут начнется.

Социальные расходы предполагается увеличить и по программе родовспоможения. Беременным женщинам будет на руки выдаваться сертификат на 15 тысяч. 2 тысячи зачисляться на счет женской консультации, 13 — на счет роддома. Будущая мама сама станет выбирать заведение, в котором ей рожать. У роддомов появится стимул создавать условия для пациенток. С другой стороны, если брать реальную картину: нам, в Бурятии, как правило, выбирать, "какой роддом отдать сертификат, не приходится.

По задумке правительства бюджет должен стать документом, влияющим на экономическое развитие. Но пока "включить" эти механизмы явно не удается. А то, что должно снизить нагрузку на казну, а заодно и социальную напряженность, оборачивается прямо противоположным результатом. К примеру, на пресловутую монетизацию льгот было истрачено в 8—10 раз больше, чем до того на обеспечение льгот, а народ еще и акциями протеста на эту заботу ответил.

То же самое сейчас происходит с врачами. По сути, добрые намерения приводят не к благодарственным слезам в адрес власти, а к недовольству. Причина одна: слишком далеки наши правители от реальной жизни и слабо представляют себе как в ней, в этой жизни все происходит. Системы же сдержек и противовесов фактически нет. В Думе голоса оппозиционных депутатов почти не слышны или с ними никто не считается, все остальные лишь визируют спущенные правительством документы. С отменой же института независимых одномандатников и переходом на практически однопартийные выборы, мнение конкретных избирателей из регионов вообще учитываться не будет.

Наращивание расходов приведет к дефолту?

Есть у всех этих добрых инициатив и еще одна, самая серьезная, оборотная сторона, которая может обесценить все начинания и свести их к нулю. Беспрецедентный рост социальных расходов грозит гиперинфляцией, которая съест надбавки. Уже сейчас власти признают, что закон о монетизации стал одной из главных причин инфляции в текущем году. В связи с новыми инициативами расходы увеличатся в разы. За счет чего будут наращиваться эти траты? Многие специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на беспрецедентный рост цен на нефть, этот ресурс, по сути, израсходован. Нефтяные деньги уже заранее истрачены. И в основном не на инвестиции в экономику, не на развитие промышленности, не на создание условий для развития бизнеса, а на социальные нужды.

Такого масштаба социальных обязательств нет, пожалуй, нигде в мире. И настолько разрушенной экономики, требующей подпитки, тоже. В России была возможность для экономического рывка. Эту возможность, судя по всему, мы упустили. Деньги решили вложить в основном не в долговременные проекты, которые кормили бы страну десятки лет, а проесть прямо сейчас. Но и проесть грамотно не получается. В социальных фондах очевиден дефицит, в пенсионном он вырос почти до 400 млрд. В соцмедстрахе деньги на проведение реформ не изысканы. Поднимать зарплату придется всем медикам, иначе будут бесконечные конфликты. Вслед за медиками прибавки потребуют и учителя, и другие бюджетники. Денег на массовые и немедленные увеличения зарплат не предусмотрены. А они понадобятся. Между тем, когда государство не в силах выполнить свои обязательства, это называется дефолтом.

Реальна ли опасность гиперинфляции и дефолта из-за беспрецедентного роста социальных расходов? — такой вопрос корреспондент "Номер один" задал на Медиафоруме в Москве председателю комитета по бюджету ГД Юрию Васильеву.

В Государственной Думе довольно серьезно относятся к этой опасности, рост инфляции действительно ожидается. Вопрос в том: насколько серьезным он будет? По мнению Юрия Васильева, на инфляцию помимо роста расходов бюджета влияет еще два очень мощных фактора: это интервенции Центробанка, который вбрасывает рубли на рынок, чтобы не обрушился доллар, и резкий рост цен естественных монополий. Поэтому власти в обязательном порядке будут вводить ограничения роста тарифов на бензин, ЖКХ и т. д. К примеру, планируется ограничить рост цен на бензин на внутреннем рынке с помощью фиксированного НДС. А также заморозить рост квартплаты как минимум на год-два. Готовится целый пакет предложений по сдерживанию инфляции.

Только вот думается, что такой пакет надо было готовить еще до наращивания социальных расходов. К примеру, про цены на электричество не было сказано ни слова. Между тем существенный рост тарифов на электроэнергию станет фактом уже в начале следующего года. Ограничить рост цен на бензин, услуги ЖКХ в приказном порядке тоже не удастся. В стране, как известно, рыночная экономика. Сколько монополисты будут проявлять благодушие — никто не знает. Сейчас уже наблюдается инфляционный скачок — вместо ожидаемых 8% мы имеем все 11—12%. То ли еще будет.

И, наконец, еще один немаловажный аспект. Помимо бюджетников, в стране живут миллионы людей, те же крестьяне и рабочие, которым зарплаты поднимать никто не планирует, а все прелести инфляции им уже обеспечены. Властям быть добрыми, конечно, приятно, особенно накануне выборов. Но быть добрым к населению за счет самого населения по меньшей мере неграмотно.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.