Самая старая машина Бурятии
В Улан-Удэ нашелся автомобиль 1943 года выпуска. Жители Сотниково и Бурвода по утрам не раз замечали ветерана, который, несмотря на свой солидный возраст, по сей день продолжает трудиться.
В Улан-Удэ нашелся автомобиль 1943 года выпуска. Жители Сотниково и Бурвода по утрам не раз замечали ветерана, который, несмотря на свой солидный возраст, по сей день продолжает трудиться.
Участник боевых действий?
Имя ветерана – ГАЗ-67, на котором его владелец Алексей Балдано ездит на работу из Сотниково в центр города. Несмотря на некоторые переделки, в угловатых формах машины легко угадываются очертания того самого Иван-виллиса, ставшего прародителем уже более современных советских «брезентушек» - шестьдесят девятого и уазика.
«Это машина нашего дедушки, который жил в Аршане. Когда я еще был маленький, бывал там в гостях в восьмидесятые годы и помню, как дедушка ездил на ней. После его смерти машина стояла, никто не ездил, никто не ухаживал, даже помаленьку разбирать начали», - вспоминает Алексей. Около десяти лет назад он все-таки забрал машину к себе, в Улан-Удэ, полностью отремонтировал и поставил на ноги ветерана.
Причем, слово «ветеран» может иметь вполне буквальное значения для этого газика. Алексей показывает документы на машину, на которых черным по светло-зеленому прописан год выпуска – 1943 год. Т.е. машина произведена во время войны, когда немцы еще стояли в центральной части России – под Курском, Смоленском и Ленинградом. Сам Алексей и его отец, к сожалению, не знают, откуда и когда точно машина оказалась в Тункинском районе Бурятии. Но, учитывая жесткий дефицит на фронте транспортных средств, тем более, подобных вездеходов, скорее всего, газик прошел через войну.
Молодой старик
Работники Горьковского автозавода пытались сделать вездеход для нужд Красной армии еще до войны. Но лишь к ее началу им удалось запустить в массовое производство ГАЗ-64, но из-за слишком узкой колеи он оказался малоприспособленным для езды по фронтовым дорогам. Пришлось горьковчанам колею расширять, и в итоге к концу 1942 года был выпущен ГАЗ-67, производившийся десять лет.
Если верить документам, газик из Сотниково является одной из самых первых машин, сошедших с конвейера. Впрочем, от оригинальной машины до настоящего момента осталось немногое – двигатель стоит от «Волги», мосты - от газовских грузовиков, некоторые элементы кузова достались от ЗИЛа. Это и неудивительно, учитывая, что машину семьдесят лет эксплуатировали отнюдь не в идеальных условиях – наоборот, она специально была создана для езды вне дорог, по грязи и глубокому снегу.
«В родном виде у него бензобак стоял впереди, здесь переделано, видимо, когда волговский двигатель поставили, места не хватило. Коробка от газика полста-третьего. Корпус немножко подгнил, пришлось усиливать маленько, но раньше все равно железо другое было, крепче. Крылья пришлось немножко удлинить, потому что на большой скорости грязь бросало на лобовое стекло», - рассказывает Алексей Балдано.
Оригинальный газик выпускался только в виде кабриолета и не имел дверей – дверной проем закрывался куском брезента, что в условиях Сибири оказалось не самым удачным решением. Поэтому дедушка Алексея собственноручно сварил из остатков старого ЗИЛа кабину и двери, а для комфортной езды зимой установил печку. Подобной модернизации своими руками, к слову, подвергалось большинство машин, попавших в частные руки.
Из грязи на свадьбу
На дороге машина, окрашенная в характерный темно-зеленый цвет хаки и словно выехавшая из кино о Великой Отечественной войне, ожидаемо привлекает внимание других участников движения. «Предлагали даже купить, двести тысяч парень предлагал», я говорю: мало», - смеется Алексей. Оригинальная машина, не подвергшаяся подобным операциям, по его словам, стоит не меньше миллиона.
Но в отличие от раритетных авто, выезжающих из гаражей раз в год, газик Алексея не стоит на месте: «Я на работу езжу, по хозяйству возим что-нибудь, прицеп есть. В лес ездим, отдыхать». Благодаря подключаемому полному приводу, компактная машина является непревзойденным вездеходом. «Вот недавно, на Новый год, с соседом по лесу катались, по снегу. Свободно едет», - рассказывает хозяин.
Несмотря на свое суровое и, возможно, фронтовое прошлое, старичку в наше время довелось покатать и свадьбу. «У нас друзья свадебный вечер делали и решили покататься на этой машине. Сделали самодельные кольца, ленточки натянули, поехали на Верхнюю Березовку, а там люди невест побросали, прибежали фотографироваться с нашей машиной. Женихи с невестами тоже подходили», - говорит он.
На празднование 70-летия Победы Алексей собирается участвовать на своей машине в автопробеге. «Мы еще на прошлое Девятое мая хотели поехать, но у меня тогда страховка кончилась. Тогда же волокита была с этим, и пока все делали, опоздали. Нынче на Девятое мая мы хотим прокатиться, расписать ее, если будет опять пробег. Мне нравится машина», - резюмирует Алексей.
Владимир Бадмаев, «Номер один».