Интимный разговор на сцене

Спектакль Артема Баскакова «Дорога на Хохотуй» заставил заглянуть в себя
A- A+
Это рассказ о том, что знает и чего боится каждый, но не осмеливается озвучить. Новый спектакль молодого режиссера театра русской драмы обнажил самые страшные и сокровенные болезни общества. Это постановка о людях, таких, какие они есть – со своими проблемами, желаниями, не всегда отчетливым отношением к своей жизни и к будущему. 

Котлеты или романтика?

Малая сцена драмтеатра, где по трем сторонам сидят зрители. В центре – четыре стула, натянутые веревки, на которых прищепки держат своеобразный бумажный реквизит: часы, вилки, чашки, заварник и сковороду, на которой молодая женщина будет вскоре жарить котлеты. У стула томик Жуковского. В доме прохладно, за окном – серая, пасмурная зима. 

Муж с женой явно уже давно о чем-то спорят. Татьяна требует от своего мужа Алексея одного – найти деньги, чтобы заплатить за аренду квартиры. Сама девушка когда-то уволилась с работы по просьбе супруга и стала домохозяйкой. Таня поверила в то, что он сможет обеспечить семью. Но не случилось. 

Парень не понимает приземленности своей жены, ее желания иметь больше денег. Алексей пытается объяснить жене, что его любимая работа – это вовсе не вздор. Молодой режиссер рьяно доказывает, что вполне сможет обеспечить ее всем необходимым, а ей лишь останется жарить котлеты. Леша мечтает о постановке спектакля, от которого ахнут даже самые прожженные критики, а приятным бонусом будет хорошее денежное вознаграждение. А еще парень – безнадежный романтик – грезит путешествиями. 

Тема поездки, путешествия – красная нить по белому полотну спектакля. Леша предлагает Тане уехать, а она сопротивляется. Герой предлагает возлюбленной путешествие во Владивосток, он хочет к океану. Но позже от артистки своего «погорелого театра» он узнает, что есть в Забайкальском крае село Хохотуй, где потрясающая природа, да и жизнь совсем другая, «не как везде». С тех пор мечта о далеком Хохотуе завладела молодым режиссером полностью. 

Бумажная жизнь

Коротенькая пьеса в одном действии поставлена по пьесе Екатерины Гилевой из Екатеринбурга. Волей судьбы произведение попало к режиссеру Артему Баскакову в сентябре 2015 года.

– Это была драматургическая лаборатория «Авторская сцена», и мне в руки попала эта пьеса. Она очень понравилась своей темой. Я чувствую, что я тоже «родом оттуда», что и я тоже хочу уехать в этот Хохотуй от всех проблем. И я тоже сам хочу разобраться в себе, поэтому мне было интересно поработать с этой пьесой, – объясняет Артем Баскаков. 

Жанр спектакля режиссер определил как трагифарс: здесь сильны элементы и трагического, и комического. В этом театре абсурда все герои будут немного сумасшедшие.

– Когда мы с Екатериной Гилевой работали над читкой пьесы в рамках семинара, мы 
как-то сразу сошлись на том, что этот спектакль не должен превратиться в «плохой дешевый сериал». И это совершенно не бытовая драма. Думаю, зрителям будет не только смешно, но и страшно, – надеется режиссер.

Минимализм декораций в спектакле поражает. Бумажные предметы быта с легкостью заменили настоящие. Позже режиссер признается, что выбор на бумажную атрибутику пал для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько «мир наш хрупок и иллюзорен».

– Не хотелось из этого всего делать бытовую драму, потому что речь идет вовсе не об этом, – рассказывает молодой творец. – В пьесе поднимается проблема поколений: 20-, 30-летних. Тех людей, которые, с одной стороны, погрязли в быту и очень хотят от этого избавиться, чтобы зажить нормально, по-настоящему. Это все легко рвется, рушится, поэтому быт в нашей пьесе – это всего лишь бумажки. 

Музыкальное сопровождение постановки изначально вызывает удивление. Это не тот театр, каким он был раньше. Сегодня на сцене звучат Цой, Шуберт, Жалсанов. 

Под «Аве Мария» Шуберта герои мечтают, говорят о сокровенном. Под Цоя – вспоминают войну. К слову, теме войны в Афганистане в спектакле отведена особая роль. 

– Этот спектакль – для любого мыслящего человека. Совсем дети его пока не поймут, здесь серьезные темы, им станет скучно. Но подросток уже может задумываться об этом, ведь в Афгане погибли их папы, или дяди. И это очень нам близко, – говорит Артем Баскаков.

По своей сути эта пьеса – история молодых и пожилых. И все они одинокие, все запутавшиеся в жизни. Они разбираются, как им жить дальше. На маленькой сцене их проблемы становятся настолько глобальными, что энергетика актеров буквально рвет на части это маленькое пространство.

– Потому мы и выбрали малую сцену, ведь на большой сцене все потеряется. Четыре человека, здесь нужен интимный разговор, здесь нужно видеть глаза, – объясняет режиссер.

Еще одна нить в спектакле – проблема инфантильности мужчин. Не раскрывая концовки спектакля, отметим, что главный герой Леша постоянно бежит от своих проблем. И не только от проблем, но и от самых близких людей. Например, от своих двух предыдущих жен, от двух сыновей.

– Я очень люблю героев. К Леше у меня особое отношение. С одной стороны, я его понимаю, с другой стороны, в какие-то моменты очень ненавижу. Но я понимаю, что есть в нем что-то, что есть во мне, – признается Артем Баскаков. – Это есть в молодых людях, в моих знакомых. Поэтому я стараюсь понять, почему он бежит, что им движет. В мире много людей, которые боятся ответственности. А сколько одиноких матерей в России! Кто-то же отец этих детей…

«Хочется и рыдать, и смеяться»

В первом показе спектакля Таню и Лешу играл второй состав труппы – Ольга Кудряшова и Владимир Гапеев. 

– Вообще в спектакле будут играть и Анастасия Турушева, и Петр Прозоровский. Появилась небольшая сложность – ребята уехали на гастроли на Дни Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому появилось предложение ввести в состав тех артистов, у которых не было еще серьезных ролей в нашем театре. Они, мне кажется, прекрасно подошли, – говорит режиссер.

Кроме них роли исполняют заслуженная артистка Узбекистана Светлана Перевалова и заслуженный артист России Сергей Рыжков. От автора кусочки пьесы читает Елена Заиграева. 

Камерная история с небольшим количеством персонажей о людях разных возрастов, живущих сегодня в обстоятельствах безвременья, точно отражает настроение и мироощущение современного человека. Все они так или иначе ощущают свою потерянность в этом мире, и каждый находится в поисках своего места, где он будет счастлив. Действие длится 75 минут, за которые зритель успевает окунуться в себя и еще раз поискать смысл жизни. 

На предпремьерном показе зрители наблюдали за всем происходящим затаив дыхание. За скромными декорациями, необычной музыкой каждый сумел увидеть и услышать личное послание.  

– Весь спектакль меня накрывало волнами эмоций. В один момент мне хотелось плакать, а уже через минуту – смеяться. Жизнь героев переживаешь вместе с ними. В них узнаешь самого себя. В спектакле идет сравнение, какие люди были – их советская закалка. Они были стандартными: окончить школу, институт, жениться, пойти на завод. И какие сейчас – они не знают, что хотят. Постоянно стоят на перепутье – хочу это, хочу то. Они готовы уехать в любую минуту. И в современных героях ты узнаешь себя. Становится не по себе, страшно за наше поколение, – признается зрительница Елена Томилина.

Дорога на Хохотуй – это, скорее, иллюзорный образ, метафора.  Путь длиною в жизнь так ничем и не заканчивается. Далекое село в Забайкальском крае так и остается недостижимой мечтой и загадкой. 

 «От Хохотуя веет смертью. Это дорога к чертовой матери», – опасается изменений в жизни Таня.

«Дорога в небо начинается с края света», – напротив, уверен Леша.

Четыре героя, четыре жизни и мечты о завтрашнем дне. Чья из историй окажется ближе и понятнее, каждый зритель решает сам.  

Эльвира Долговых, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.