Картина на коробке из-под пиццы

Юме Раднаевой на днях исполнилось 16 лет
A- A+
На день рождения она не стала загадывать желание, искренне считая, что в 16 у человека есть все, что нужно для счастья. Юма учится в 10-м классе гимназии номер три, иногда фотографирует, пишет рассказы и рисует буряток с помидорами на щеках на коробках из-под пиццы.

И хотя художница еще учится в школе, и на вопросы отвечает со свойственной подросткам логикой («Мне нравится изображать на щеках помидоры, потому что это моя фишка»), ее работы и впрямь отличаются своим уникальным стилем: грубые мазки, сочетание цветов, словно отдающее прохладой, и персонажи, глядящие на тебя, как будто из вечности или из некоего сна.

Юма рисует в основном бурятских детей или бурятских девушек. Иногда себя. Сама девушка объясняет такой выбор довольно просто: «Потому что я сама бурятка». И вправду черты самой художницы проскальзывают во многих персонажах, точнее, ее взгляд – не то детский, не то взрослый, он как будто ничего не выражает и в то же время задает настроение всему произведению и заставляет зрителя замереть. Это как улыбка Джоконды, сила которой в неясности, в том, что зритель не может понять, что скрыто за этой улыбкой и что она выражает.

Этот взгляд из вечности можно увидеть, например, на картине с девочкой на фоне зимнего пейзажа. «Усталое воодушевление» – назвала работу Юма. Или у еще одной девушки, нарисованной в сюрреалистическом жанре.

«Рисую я с рождения, – говорит Юма Раднаева. – Не помню первый осознанный рисунок. Наверное, это был пейзаж или мама. Что мне нравится в рисовании? Никогда не задавала себе этот вопрос. В этом нет ничего конкретного, любовь интуитивна. Обычно я включаю аудиокниги, чтобы одновременно читать и рисовать, мне так удобно, и забываю про время и домашку».

Как признается девушка, идеи приходят неожиданно – сразу после пробуждения или где-нибудь в маршрутке: «И если их быстро не записать, то они улетят, может быть, навсегда». И многозначительно добавляет: «В казалось бы необычных картинах таятся самые простые чувства, идеи, мысли». Пишет художница в основном акрилом, на ватманах или холстах, иногда обоях и на коробках из-под пиццы.

Недавно она окончила художественную школу, а сейчас ходит на курсы архитектуры. «Зачем мне курсы архитектуры? – переспрашивает Юма. – Каждый урок я задаюсь этим вопросом. И каждый раз мне некогда отвечать на него, потому что надо рисовать».

Сейчас художница находится в поисках своего стиля, считая, что он у нее пока непонятный. «Учителя сейчас у меня нет и просить совета не у кого, – сетует девушка. - Иногда из-за этого картины очень долгое время стоят, ждут... А потом опять –  «бац» в маршрутке – идея,  и все хорошо».

Девушку вдохновляют работы Зоригто Доржиева, Аллы Цыбиковой, Густава Климта, Сальвадора Дали, Эгона Шиле, Марка Шагала, Гедиминаса Пранкевичуса: «И еще много кто, плюс все художники, на которых я подписана в Инстаграме».

Кстати, работы Юмы можно видеть на обложке книги «Кукла» и другие рассказы» Галсана Нанзатова и на первом шаманском календаре Ульяны Раднаевой. 

Свое будущее Юма видит по-разному, планирует поступать на художника, но еще не определилась с вузом: «Мне уже страшно, что там будет». Пока же Юма живет обычной жизнью школьницы: рисует, мечтает, хочет научиться драться, как Джеки Чан, коллекционирует цитаты, увлекается модой, очень редко играет на пианино и гитаре.

Картины Юмы Раднаевой можно посмотреть и приобрести в творческом пространстве «Зам». Правда, в последнее время художница свои работы «копит»: «Потом (еще не скоро) узнаете, для чего».

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.