Репортаж из офсайда

Почему в Бурятии закрываются спортивные СМИ
A- A+
В то время как власти рапортуют о громких успехах бурятских спортсменов, в республике с каждым годом остается все меньше самих спортивных медиа. В 2014 году закрылась единственная специализированная газета «Спорт-тамир», а в этом году не стало на телеэкранах и старейшей легендарной  программы «Радар-спорт». «Номер один» пообщался с корифеями цеха и узнал, почему спортивная журналистика в Бурятии оказалась «в коме». 

Прощай, легенда

«Радар-спорт» долгое время был главным источником спортивных новостей для большинства любителей спорта в республике. Особую ценность программе придавал харизматичный ведущий Борис Мироманов, знавший спортивный мир изнутри. Со смертью Бориса Васильевича в 2016 году вопрос о продолжении работы повис в воздухе, но Борис Мироманов-младший взвалил эту ношу на себя. Однако в марте он неожиданно заявил о закрытии программы-рекордсмена, которой исполнилось 23 года. Кроме Бориса, над программой работали Виктор и Степан Столбовские, Алексей Щербаков.  

– Программа закрылась из-за отсутствия финансирования. Например тоже Минспорта только в 2016 году оказали поддержку, а до этого два или три года подряд от них небыло ни копейки, ни по гос. контракту, никак. С рекламодателями там тоже не очень густо, у людей нет заинтересованности в поддержке спортивный проектов.

Даже простого человеческого интереса нет. Сколько мероприятий в году собирают большую аудиторию?! Можно по пальцам пересчитать. А соревнований сколько проводится!? И все это при пустых трибунах. А это говорит об отсутствие интереса и в том числе той социальной прослойки кто мог бы финансировать проекты.

Спортивный коммерческий проект в Улан-Удэ без поддержки государства, канала либо редакции, как самостоятельная еденица обречен. Для бати это было хобби, любимым делом, а я устал ходить унижаться, постоянно искать финансирование. Работа есть всегда, а вот доход от нее далеко не регулярен.

Были друзья, партнеры, кому я безусловно благодарен, но проект "Радар-Спорт" без поддержки телеканала даже просто в поиске партнеров, без поддержки минспорта (только в прошлом году было не большое финансирование, за последние три или четыре года я не помню), а ведь существует гос. контракт на СМИ.

Спортивная журналистика держится сугубо на энтузиастах, людей любящих то, чем они занимаются. Вот только вопрос сколько они еще смогут заниматься своим любимым делом при таком отношении, хотя может к кому-то относятся и по-другому. Была газета "Спорт-Тамир" уже много лет ее нет. Программа Радар-Спорт тоже нет. При низком интересе общественности к спорту нужно наоборот вести большую пропаганду спорта, здорового образа жизни, а получается обратное. Да появляются новые молодые журналисты, в газетах, в новостях говорят о достижениях атлетов это все отрадно, но когда закрываются многолетние проекты из-за отсутствия поддержки и наплевательского отношения это не есть хорошо. - рассказал "Номер один" сам Борис. 

Отметим, на «Тивикоме» в последнее время выходили две программы о спортивной жизни – наряду с авторским «Радаром» показывали «Лигу чемпионов», которую снимает Дмитрий Гомбоев. От творения Бориса Мироманова ее отличает направленность на футбол и более традиционный монтаж. 

На других каналах за последнее время появилось несколько программ – «Азбука спорта» на АТВ и «Вести спорта» на ГТРК «Бурятия». «Азбука спорта» – это новая версия «Танца  орла», на «Россия-1» за спорт отвечает Владислав Ложеницын. 

– Проблема не в самом уровне спортивной журналистики, у нас просто мало событий большого масштаба. Нет комментаторов, нет экспертов. Сам спорт слабо развит как индустрия – узнаваемых спортсменов у нас по пальцам можно пересчитать, – говорит корреспондент Буда Монхоев. 

Спортсмены как блогеры

После ухода Бориса Мироманова главным спортивным аксакалом на местном ТВ стал Алексей Туробов. «Спортивный экспресс» вырос из небольшой новостной рубрики до самостоятельной программы, в этом году ей стукнуло 12 лет. 

– За это время вопрос о закрытии программы вставал несколько раз, в основном из-за финансирования минспорта. В любом случае она живет благодаря поддержке телекомпании – без Татьяны Евгеньевны и Андрея Петровича не было бы спорта на канале, – говорит Алексей.  

Самым сложным в профессии Алексей называет график, ведь все соревнования проходят в выходные: «Сложно, конечно. Но спорт – это и есть новости нашей республики. Мы фактически пишем ее историю. По сюжетам о спорте можно судить о том, как развивалась сама республика. Мне это интересно, это мое хобби, моя жизнь». 

Сегодня Алексей пытается рассказывать о спорте не только в кадре, но и в Интернете: «Моему сайту всего три года. Особых денег не получаю, практически на энтузиазме я делаю один. Иногда привлекаю супругу. Она здорово разбирается и в вольной, и в национальной борьбе, любит бокс». 

По его словам, в спортивную журналистику новички не идут из-за зарплаты: «Нужна поддержка властей, спонсоров, того же минспорта. Мы говорим, что Россия – спортивная держава, что нужно пропагандировать спорт, чтобы все дети ходили в секции. Но для этого мало что делается. Те же федерации могли бы закладывать небольшие деньги на освещение. Но спортсмены думают, что мы обязаны прибежать и все осветить».  

Как отмечает Алексей, в современном спорте пиар зачастую выходит на первый план, ведь от узнаваемости спортсмена зависят и его доходы:  

– Сейчас мир без границ. Наши новости местного спорта читают уже в других странах, через те же социальные сети. И я не понимаю, почему спортсмены нисколько не заинтересованы в своем продвижении – через те же блоги, соцсети. Сейчас любой спортсмен должен рекламировать свой спорт. Тогда и дети потянутся. 

Болельщикам газеты не нужны

Известный журналист Борис Балданов считает, что сегодня спортивная газета просто не выживет – ее «съедят» федеральные специализированные сайты. Хотя именно Борис умудрялся фактически в одиночку выпускать восьмиполосную газету о местном спорте. В разные годы в «Спорт-тамире» писали Андрей Данчинов, Алексей Лупанов,  Герман Намжилов, Валерий Сыдеев, Анатолий Раднаев. 

– «Спорт-тамир» придумали Валерий Сыдеев и Лопсон Гергенов, который и стал ее первым редактором. Первый номер вышел  4 марта 2000 года и первое время выходил лишь в формате А4, – вспоминает Борис. 

Сначала газета выходила в субботу и позже стала выпускаться, как и все, в среду. У руля «Спорт-тамир» Борис встал в 2003 году, и финансовые проблемы преследовали газету все 11 лет: «Два раза ее закрывали, но потом опять открывали, и ни разу она не вышла в плюс. Хотя  продавалась в киосках печати и была подписка в районах. Но там один житель выписывал, и вся деревня читала». 

В 2014 году газету, которая входила в издательский дом «Буряад Унэн», пришлось закрыть. 

– Сейчас чисто спортивная газета не нужна – все в Интернете. Но только от этого страдают ветераны. Если посмотреть на количество болельщиков на трибунах, то спорт в Бурятии никому не нужен, – уверен Борис.  

Позже он открыл одноименный сайт, но из-за отсутствия денег на оплату домена портал недоступен. Сам Борис не отошел от спортивной темы и пишет колонку на двух языках – в газете «Бурятия» и «Буряад унэн». 

Недра как спонсоры

В нулевые годы в Бурятии в печать выходил не только «Спорт-тамир». Еще один спортивный обозреватель со стажем – Герман Намжилов – выпускал настоящий цветной журнал с неоригинальным названием «Спорт Бурятии».  

– Первый номер вышел в 2004 году – цветной и 60 полос. Выпускали раз в два месяца, –  рассказывает Герман. 

Чтобы печатать журнал, журналист стал бизнесменом и открыл свое ИП. 

– Собирал деньги где только можно – платные статьи федераций, немного давал спорткомитет. Ну,  и кредиты, конечно. Прогорел я на журнале капитально, остался в серьезных долгах. До сих пор выплачиваю этот кредит, – сетует журналист. 

Несмотря на печальный опыт, Герман уверен, что спортивное издание в регионе может быть успешным: «Делать можно и нужно. У меня даже бизнес-план есть, но нужен административный ресурс. В Иркутске и Чите, даже в Якутске есть, неужели Бурятия такая бедная, что не может выпускать одну спортивную газету?»

Еще одной проблемой ветеран спортивной журналистки считает отношение к прессе: «На соревнованиях нет даже пресс-центра, приходишь и сам бегаешь, ищешь протоколы. Отношение и самих спортивных функционеров, и федераций такое, что мы им должны. Что по первому зову должны прибежать и все бесплатно написать».

Другой известный журналист – Баясхалан Дабаин – считает, что спонсорами спортивного издания могут стать крупные компании: «Я поездил по районам и понял одну вещь. Надо по примеру Красноярска на базе крупных компаний создавать спортивные издания. Другого выхода нет, республика – дотационная. Та же Хиагда – крупнейшие недропользователи». 

Сам Баясхалан известен не только как журналист, но и писатель. Из-под его пера вышло более десяти книг, посвященных спортивным легендам Бурятии, только биографий Борису Будаева – три. Если на Западе биографии звезд спорта – целая индустрия, то в республике эти книги приходится чаще дарить, чем продавать.   

Об отношении властей к спортивным СМИ иллюстрирует один факт. На последней премии «Золотой Олимп» случился громкий скандал. Представители министерства спорта определили список победителей среди спортивных журналистов, но за сутки переиграли его дважды. В итоге от премии отказались представители обоих телеканалов-победителей.  

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.