«Мой первый спортзал был в коровьем сарае»

Вячеслав Дамдинцурунов о своем детстве и о том, почему он привык к «военной» дисциплине
A- A+
Он вырос в глухой забайкальской деревне, где до сих пор нет телефонной связи и куда в засушливый год медведи ходили на охоту – за поросятами. В его школе до седьмого класса не было учителя физкультуры, а первый спортзал он оборудовал прямо в коровьем сарае. Там он тренировался по фильмам Чака Норриса и Брюса Ли. 

А дальше – вверх и вверх: Забайкальское педучилище, Бурятский государственный институт и, наконец, ГЦОЛИФК (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), куда он пришел аспирантом и «дослужился» до проректора. В октябре Вячеслав Дамдинцурунов вернулся в Бурятию и сейчас претендует на кресло министра спорта. 

Пока Вячеслав Дамдинцурунов не торопится общаться со СМИ до оглашения итогов министерского конкурса. «Номер один» публикует интервью, которое он дал в Москве сайту своего института, перед тем как вернуться в Бурятию. 

«Родился в глухом-глухом селе Читинской области, нынешний Забайкальский край. Село домов на 200, где жили работники леспромхоза и совхоза. От нас до Монголии километров 800. На этом расстоянии практически не было населенных пунктов – сплошная тайга. До сих пор с этим селом нет ни проводной, ни сотовой связи.
Рос с бабушкой и дедушкой. Когда мне было девять лет, бабушки не стало. Мы остались с дедом. Дед работал на заправке сельхозтехники, уезжал утром и приезжал поздно вечером. Все хозяйство было на мне – пять коров, которых нужно подоить, покормить и убрать за ними, свиньи, овцы», – рассказывает Вячеслав Анатольевич. 

В школу он ходил с третьего класса в другую деревню, за шесть километров от дома. 

«У нас до седьмого класса не было даже учителя физкультуры. Я насмотрелся фильмов с Брюсом Ли и Чаком Норрисом и тренировался самостоятельно – в коровьем сарае сделал себе спортзал, повесил мешки, макевары. Мой родной отец был мастером спорта по боксу, и мне любовь к единоборствам передалась генетически. В седьмом классе к нам, наконец, приехал учитель физкультуры и открыл в школе секцию легкой атлетики. И я сначала шел в школу шесть километров, потом домой, потом на тренировку, потом бежал со всеми кросс до нашей деревни и обратно и возвращался домой. Так что через год таких занятий общая физическая подготовка была на высоте». 

После школы молодой человек поступил в Забайкальское педучилище на физкультурное отделение. 

«Отучился три года, прошел огонь, воду и медные трубы, о многом не могу рассказывать. У нас ребят, которые приходили после 11-го класса, в середине обучения на год забирали в армию, и год они доучивались уже после армии. То есть была легкая дедовщина, которая нас сначала пугала, но зато воспитала в нас отвагу и стойкость. Помню, на второй день после поступления мы, первокурсники, сидим в общежитии, заходят старшекурсники: «Кто умеет играть на гитаре?». Все молчат. «Через неделю чтобы все умели!» Так нам привили любовь к музыке. У нас были сложные отношения с местными, периодически возникали конфликты. Как в армии, дежурили по периметру общежития, на нас иногда нападали, мы отбивались». 

Оттуда Дамдинцурунов ушел на факультет физической культуры БГУ, где был конкурс больше 300 человек на 36 бюджетных мест: «На экзамене по биологии ответил на все вопросы – я учебник выучил наизусть. Но мне поставили «4». Я возмутился: на каком основании?! Попросил позвать ответственного секретаря приемной комиссии, он задал мне вопрос, я на него ответил и получил «5».

В Улан-Удэ Вячеслав занялся спортом, пошел на бокс, на тайский бокс и через три года стал чемпионом России: «Стал чемпионом Бурятии по рукопашному бою, получил приз за лучшую технику. Чемпионат проводила бурятская компания «Бурятзолото», вообще-то они в моем весе всегда дарили машину в память о погибших сотрудниках. Но всегда выигрывали их спортсмены, а тут выиграл я. Машину мне не подарили, подарили вазу…»

После Улан-Удэ молодой выпускник отправился  Москву в главный спортивный институт страны – ГЦОЛИФК.
 
– Кем только не был – аспирантом, преподавателем, старшим преподавателем, замдекана, исполняющим обязанности декана, главой профкома, директором общежития. В учебном процессе я на первый план ставлю дисциплину и считаю ее залогом успеха в спорте, в учебе, в жизни. Наверное, я не зря с детства пытался стать военным, как мой отец. Устанавливаю на кафедре полувоенные порядки, ректор меня иногда журит, но результаты есть, – говорит будущий министр спорта. 

В студенческие годы Вячеслав Анатольевич встретил свою жену.  

– Я уже многодетный отец, у меня трое детей. С женой, она историк-политолог, прошли многие испытания, 15 лет жили в общежитии с детьми. Тогда аспирантам не давали семейные комнаты, я практически год жил один, а потом набрался смелости и записался на прием к проректору по воспитательной работе Андрею Анатольевичу Захарову. Он пошел мне навстречу, дал общежитие, и это предопределило всю мою дальнейшую жизнь – благодаря этому я и остался в университете, – говорит Вячеслав Дамдинцурунов. 

Служба информации «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.