Принцип пылесоса

В Заиграевском районе продают социальные объекты, а бывшая фирма главы выигрывает многомиллионные контракты  
A- A+
«Модернизировали, подхватили, перестроились, внедрили новый коэффициент, включаешь – не работает» – юмореска Михаила Жванецкого из прошлого века не теряет своей актуальности сегодня. За примерами далеко ходить не надо. В пригородном Заиграевском районе, которым без малого пять лет руководит бывший энергобизнесмен Александр Бурлаков, их – тьма. 

Мусор в лесу

Стоит немного отъехать в живописный лесок близ райцентра, и можно сполна «насладиться» видами и ароматами грандиозной помойки. Мусор бытовой и строительный, горы бутылок, стеклянных и пластиковых, даже обрезки тополей с центральной площади поселка Заиграево – все свезено сюда. Не исподтишка нерадивыми жителями, а открыто и масштабно, грузовыми машинами местных коммунальных служб. Две из них, доверху груженые, попались нам на дороге. 

Самое удивительное, что рядом находится новенький полигон бытовых отходов. В 2015 году были проведены торги на право заключения контракта на его строительство со стартовой ценой свыше 27,6 миллиона рублей. По данным сервиса «Контур-Закупки», организатором выступило муниципальное казенное учреждение « Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» (сокращенно – МКУ КАИЗО) администрации Заиграевского района. Выиграло торги ООО «Улан-Удэ-центр», предложившее свои услуги за 27,2 миллиона рублей. И вроде все построено как надо, согласно документации: карьер, ограждение, освещение, навес и даже «уборная на одно очко». 

Но дальше – все по Жванецкому: «Пароход – для команды, паровоз – для машиниста, столовая – для поваров, театр – для актеров, магазин – для продавцов, литература – для писателей». Мусорный полигон – для отчетности. Что он есть. А для мусора – лес. 

«Гетто» для сирот

Жилой поселок для сирот, построенный в 2014 году на окраине Заиграево, тоже не очень-то пригоден для жилья. Названия улиц здесь вдохновляющие: Сиреневая, Радужная. Но, к сожалению, они не отражают повседневное настроение жителей поселка. 

Внешний изъян большинства домов – лопнувший по мауэрлату (место соединения стен и стропильной системы) сайдинг – виден издалека. Это лишь следствие, а причина – усадка строений, которые, судя по всему, наспех сложили из сырого бруса. И заселяли зимой, в декабрьские морозы («не заселитесь – отдадим другим»). Теперь в домах отлетают дверные косяки, подоконники, лопается гипсокартон внутренних перегородок. 

– У меня щели в стенах были такие, что пакля вылетела, и я с соседом разговаривал и видел его, а он меня, – рассказывает местный житель. – На потолочном перекрытии прямо на доски был брошен утеплитель, без отсыпки. Пришлось доделывать самим.

– Все отлетает, дома холодные, зимой вообще невозможно, топим целый день, – делится впечатлениями от государственной заботы многодетная мать Зоя Мункуева. 

Вместе с мужем и тремя детьми она пятый год живет в доме, рассчитанном, по санитарным нормам, на одного человека (при выделении жилья сиротам члены их семей, в том числе и дети, в расчет не принимаются). Мечтают сделать пристрой. Но пока им это запрещено – дом и земельный участок не оформлены в собственность. Возможность приватизировать их появится только по истечении полных пяти лет с момента заселения.

Вода здесь привозная – раз в неделю приезжает водовозка. Наполнить бочки объемом около кубометра стоит 200 рублей. Вывоз мусора – тоже раз в неделю. Представьте, как зимуют семьи с детьми, вынужденные по несколько раз в сутки топить печь и здесь же, на ограниченной площади, держать емкости с недельным запасом воды! А летом им невозможно разбить даже маленькие огороды. Чем их поливать-то?   

Власти который год обещают пробурить скважину. Самим обитателям «сиротского» поселка это не по карману – стоит больше 70 тысяч. Ближайший продуктовый магазин – в трех километрах. Добраться до него и в центр Заиграево (добавьте еще пару километров) можно пешком или на маршрутке из Новой Бряни. Если повезет и будут свободные места…  

В итоге «сиротский» поселок по удаленности от очагов цивилизации (магазин, поликлиника, детский сад, школа и т.д.) напоминает гетто. Однако видные «единороссы» Владимир Павлов и Александр Стопичев на одном из заседаний в Народном Хурале рекламировали его как опыт, достойный подражания. Последний (кстати, экс-глава Заиграевского района) высказался так: «На селе детям-сиротам хотя бы 15 соток земли надо давать. Чтобы было куда расширить полученный от государства дом». Возможно, председатель парламентского комитета по социальной политике запамятовал, что права на «расширение» приходится ждать минимум пять лет.

Как тут опять не вспомнить Жванецкого: «Пылесос работает? Нет! Один бит информации. А как сегодня дела у коллектива пылесосного завода, как с утра собираются люди, как в обед приезжают артисты, как между сменами торгует автолавка, как психологи помогают начальникам цехов, как дублеры работают директорами – миллионы битов, пьес, романов…». 

Детский сад – под ресторан?

Примерно по той же логике («включаешь – не работает. И не надо включать. Не для вас это все») возглавляемая Александром Бурлаковым администрация Заиграевского района «устроила» судьбу бывшего детского сада, расположенного в райцентре на улице Строительной, 12. Кирпичное двухэтажное здание с помещениями под столовую, рекреации, подвалом и прилегающей игровой площадкой хорошо знакомо нескольким поколениям заиграевцев. Еще недавно здесь располагались начальные классы Заиграевской СОШ. Но потом младшеклассников  волевым решением «уплотнили» в основную школу, где, вопреки указу президента РФ Владимира Путина, занятия идут в две смены. А здание на Строительной было брошено на разграбление местным маргинальным элементам. 

В 2017 году уже упомянутое МКУ КАИЗО администрации Заиграевского района, надо полагать, с ведома и одобрения главы Александра Бурлакова, выставило бывшее здание детского сада и начальной школы на торги. Со стартовой ценой один миллион 648 тысяч рублей. Это за два этажа общей площадью 1073 квадратных метра и земельный участок 2 672 квадратных метра! 

Первый аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. По итогам второго владельцем объекта стал предприниматель Сукиас Сукиасян. Причем для победы ему оказалось достаточно сделать один шаг ценой в 82 тысячи 400 рублей. Второй участник – Самвел Мардоян – не сделал ни одного шага. В итоге сумма сделки (читай – доход районного бюджета) составила чуть больше одного миллиона 730 тысяч рублей. Как однокомнатная квартира в Улан-Удэ!  

Согласно ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Сукиаса Сукиасяна является ресторанный бизнес. Несложно представить, что разместится в бывшем детском саду. Если, конечно, объект быстро и тихо не перейдет к другому владельцу.

А вот вопрос о том, ради чего администрация Александра Бурлакова лишила Заиграевский район здания, специально предназначенного под детские учреждения, остается открытым. Тем паче что, по имеющимся сведениям, представители районной власти клятвенно заверяют жителей, что упорно  добиваются от республики выделения средств на расширение школы в райцентре. Хотя в программу создания новых мест в общеобразовательных организациях Заиграевская СОШ даже не включена из-за отсутствия проектно-сметной документации, подготовить которую не удосужилась администрация Александра Бурлакова.

Как писал Жванецкий, «огромная внутренняя жизнь, хоть и без видимого результата, но с огромными новостями, так радующими сидящих тут же, этакое состояние запора при бурной работе организма».

Бюджетная «манна»

Но зато под руководством Александра Бурлакова Заиграевский район необычайно преуспел в строительстве и ремонте электросетей. Прямо не район – энергетический рай! И пресловутый «пылесос» не только включается, но и работает на полную мощность.

По знаменательному совпадению, практически все тендеры в этой сфере выигрывает компания с трудно произносимым названием – ООО «ВСЭМпромкомплект С». Ее учредителем и исполнительным директором был не кто иной, как Александр Бурлаков вплоть до своего избрания главой Заиграевского района в 2013 году. 

Конечно, ООО «ВСЭМпромкомплект С» и ранее участвовало в муниципальных закупках. Например, выиграло контракт на устройство опор ЛЭП в 2011 году на сумму 245 тысяч рублей. На капремонт линий электропередач в 2012 году – на сумму 395 тысяч рублей. 

Но подлинная «манна» посыпалась на бывшую фирму Александра Бурлакова после его прихода к власти в Заиграевском районе. В октябре 2013 года (выборы главы состоялись в сентябре) ООО «ВСЭМпромкомплект С» получило муниципальный контракт на сумму свыше 5,2 миллиона рублей на строительство внутриквартальных электросетей. В июне 2014 года – на 12,2 миллиона рублей (реконструкция электросетей), в июле – на 2,9 миллиона рублей. Через год один за другим контракты – на 9,7 миллиона рублей, 2,9 миллиона рублей, 9,047 миллиона рублей, 1,47 миллиона рублей. 

Самый крупный муниципальный контракт был заключен ООО «ВСЭМпромкомплект С» с МКУ КАИЗО администрации Заиграевского района в 2016 году на сумму 17,49 миллиона рублей. 

Всего, по данным сервиса «Руспрофиль», родное для Александра Бурлакова ООО «ВСЭМпромкомплект С» получило от муниципальных структур Заиграевского района контракты на сумму свыше 98,77 миллиона рублей, в том числе от МКУ КАИЗО – на сумму 77,69 миллиона рублей, от МБУ «Инфраструктурный центр-служба заказчика» – на 16,93 миллиона рублей, от администрации поселка Онохой – на 3,07 миллиона рублей, от детского сада «Колобок» в Онохое – на 624 тысячи рублей, от Заиграевской ЦРБ – на 457 тысяч рублей.

О том, как проводились тендеры, красноречиво свидетельствует история контракта на сумму 9,047 миллиона рублей на ремонт электросетей в поселке Онохой. Тогда у ООО «ВСЭМпромкомплект С» неожиданно появился реальный и серьезный конкурент – ООО «Электросеть Монтаж», сбившее цену на торгах до 6,44 миллиона рублей. Но впоследствии, уже заключив контракт, «монтажники» неожиданно отказались от него, не приступив к работе. Были ли тому причиной угрозы из криминальных сфер или подобающий случаю «откат» за уход с рынка или иные тайные причины – сведений нет. Как говорится, думайте сами. 

Но был объявлен новый тендер со старой стартовой ценой 9,047 миллиона рублей  и единственным участником – ООО «ВСЭМпромкомплект С». И тут случилось самое любопытное. Ранее бывшая фирма Александра Бурлакова, торгуясь с ООО «Электросеть Монтаж», опускала цену до 6,5 миллиона рублей. А при повторном конкурсе получила тот же самый контракт за его стартовую цену, то есть почти на 2,5 миллиона рублей дороже. 

Разумеется, вопрос тут не к ООО «ВСЭМпромкомплект С», а к администрации Александра Бурлакова. Какой смысл был назначать ту же самую стартовую цену при повторных торгах, если ранее потенциальный подрядчик изъявлял готовность выполнить работы намного дешевле? Разве это разумный и рациональный подход к финансам дотационного района? Зачем вообще понадобились повторные торги? Почему муниципальный заказчик не заключил контракт с ООО «ВСЭМпромкомплект С» за первоначально предложенную им цену в 6,5 миллиона рублей?

Ответ, видимо, надо опять искать в вечной, как отечественная бюрократия, юмореске Жванецкого: «Процесс важнее результата… Попробуй только по результату. Это куда ж пойдут тысячи, сотни тысяч?».

Да, не ведал Михал Михалыч, когда писал свое творение, что в ходу у современных «пылесосов» будут миллионы и миллиарды…

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.