04.07.2018
В театре Бестужева прошла премьера спектакля по пьесе братьев Пресняковых

Русский драмтеатр официально закрыл предъюбилейный сезон. 27 и 28 июня зрителям показали новый спектакль «Перед потопом» режиссера Тадаса Монтримаса. Рассказанная на сцене за два часа история отсылает нас к ветхозаветному сюжету о праведнике Ное, ковчеге и всемирном потопе. Только все происходит здесь и сейчас, судя по репликам героев, в одном из крупных европейских городов. В предновогодней суете главному герою сообщают, что он – новый Ной...

Библейская история наоборот 

Использование традиционных сюжетов и образов мифологического происхождения – одна из тенденций современного литературного процесса. Сконцентрированная в них метафизическая энергия обладает такой силой, что они просто вынуждены рождаться заново. Однако в постмодернистской практике миф зачастую переписывается с точностью до наоборот. И братья Пресняковы делают с библейским сюжетом то же самое.

Начинается «переворачивание» с имени главного героя, которого зовут Йон (эта сложная роль досталась Александру Кузнецову). В отличие от своего предшественника он совсем не праведник. Одну жену он бросил, при этом отобрал у нее ребенка, по словам героини, «всю жизнь мне испортил», женился на женщине, которая на пять лет старше его сына. Не совсем понятно, где он работает, но ходит в деловом костюме, а после работы ест чипсы и смотрит футбол.

Свой «ковчег» Йон не построил сам, а выиграл в лотерее на распродаже чипсов. О том, что он тот самый избранный, который спасется после того, как начнется второй всемирный потоп, и что он должен собрать на выигранной яхте каждой твари по паре, ему сообщает продавец в магазине в костюме ангела. И до конца непонятно, что это – откровение или очередной рекламный ход? Ведь ежедневно современная реклама убеждает нас: «Ты достоин лучшего», «никто кроме тебя». Может, по воле братьев Пресняковых, корпорации пошли еще дальше и объявили, что, купив пачку чипсов, можно стать единственным, кто должен спастись?..

Бренды, тренды, реклама

На сцене перед зрителями предстает торговый центр в предновогодней суете, когда каждый из нас строит планы на будущее и грядущий год и когда магазины предлагают самые большие скидки и распродажи. Потребительство стало религией современного человека. «Айфоны» заменили Бога. И ради эксклюзивной коллекции популярной марки люди готовы выстаивать сумасшедшие очереди и даже драться. А за новую марку телефона брать неподъемные кредиты, выплачивая их годами и при этом зная, что через полгода выйдет еще более суперсовременная модель.

В спектакле так и звучат названия популярных марок. Герои то и дело сообщают, какое масло они покупают, какой коньяк пьют, какие чипсы едят. «Кроме ликера Baileys и стиральной машины Electrolux, у этого мира нет ничего, за что его можно уважать... 

– Еще этот мир можно уважать за Remy Martin XO», – говорят герои. Достойно ли такое человечество спастись?

Но эгоцентризм – не единственный «грех» современного общества. Бюрократия в лице чиновника, которого играет Владимир Барташевич, и змея на его шее – символ удушающего чиновничества, когда бумаги, справки, разрешения становятся важнее человека. По иронии, именно он играет удава в сцене зоопарка. Еще: человеческая агрессия, войны, загрязнение планеты. И снова вопрос: даже если сейчас все затопить, есть ли гарантия, что те, кто останется в живых, не создадут мир и вновь не придумают в нем все это?

«Душа... Вот твоя лодка!»

Самым умным и человечным, как ни парадоксально, оказывается горилла в исполнении Аюра Доржиева, купленная Йоном в зоопарке. Купить в современном мегаполисе животных он не смог, тем более каждой твари по паре. Его денег хватило только на гориллу. Но именно она произносит глубокий финальный монолог о том, что «ковчег» – внутри каждого из нас. И это душа. 

«Каждый день потоп происходит внутри тебя, и каждый день ты – Ной! Ты должен спасать себя каждый день. И где же эта лодка, которая может спасти тебя? Ты можешь потерять свой комфорт, имущество, здоровье, свободу, жизнь. Все это ты все равно рано или поздно потеряешь. Но мерило всех истин – твоя душа, которая прячется внутри тебя, и ничто не может ее коснуться и разрушить. Даже твой индивидуальный мировой потоп. Душа... Вот твоя лодка!»

Спастись можно, только если спасти душу – и это главная цель человека в этой жизни. В этом есть глубокий христианский подтекст. Спасенная душа приведет в новый мир, страница по-настоящему перевернется. Ради человечества Христос принес себя в жертву, а люди, имея такой дар от Бога, забыли о Нем. И, видимо без спойлеров не обойдется, по иронии, братья Пресняковы вновь «переворачивают» миф. Сын Йона тоже приносит себя в жертву, но ради комфорта общества потребления, чтобы оно продолжило жить по-прежнему. «И за вас за всех я теперь буду страдать. А вы живите и не бойтесь. Ничего плохого больше не произойдет. И все будет по-прежнему...»

Свобода выбора – придумка супермаркета

Лейтмотивом через спектакль проходит тема свободы выбора. Но и здесь подчеркнуто то, что человек, при, казалось бы, сегодняшней свободе ею совсем не обладает. А ведь Бог дал человеку свободу выбора: он волен делать то, что он хочет – жить по заповедям или нет. Другое дело, куда его приведет такая жизнь. Но он свободен. А современный мир и современный человек – раб общества потребления. Он заложник крупных корпораций и их решений. И свобода выбора сегодня – это самая большая иллюзия, какая только возможна. Начиная от политики до того, какой зубной пастой чистить зубы. Недаром в самом начале, когда Йон отказывается покупать навязанные продавцом чипсы, охранник в супермаркете при помощи электрошокера заставляет его приобрести их. При этом говорит: «Свобода выбора – главная придумка нашего супермаркета».

При всей глубине и философичности спектакль «Перед потопом» – это комедия с элементами черного юмора и абсурда. Кому-то она покажется бредом, кому-то пошлостью, кто-то скажет, как такое можно ставить на сцене театра (трусы, чипсы, листья коки). А для кого-то станет поводом задуматься или посмотреть на себя со стороны. Чтобы жить не по принципу «после нас хоть потоп», а хотя бы чуть-чуть осознаннее. Не воруя, не обманывая друг друга, не пытаясь оторвать, захапать, заполучить, доказать свое превосходство, наплевав на мораль, совесть, принципы. И неся ответственность за себя и свои поступки, начиная от того момента, чтобы не выбросить окурок на берегу Байкала и убрать за собой мусор, до любви к ближнему. Может, только так еще можно надеяться на спасение этого мира?

Варвара Стрельцова, «Номер один».
^