09.07.2018
Почему даже умные и талантливые люди порой не могут наладить контакт с окружающими людьми

Наверное, каждый из нас сталкивался с людьми, которые, даже обладая высоким уровнем интеллекта, по каким-то причинам не могут наладить контакт со своими близкими, коллегами или друзьями. Из-за своих неадекватных и непонятных поступков эти люди зачастую теряют доверие окружающих.  

Излишняя закрытость, недоверчивость, мнительность и подозрительность либо, напротив, слишком самодовольное, вплоть до высокомерия, отношение к собеседнику – все эти и другие крайности приводят к тому, что общаться или дружить с такими персонами становится невыносимо. По мнению психолога Алены Симоновой, проблемы коммуникации имеют истоки из детства. И если вовремя не обратиться к специалисту, то небольшие психологические трудности в дальнейшем могут обернуться серьезнейшими психическими заболеваниями.

Умные, но не коммуникабельные

– Алена Николаевна, связаны ли проблемы в общении с низким интеллектом? 

– Люди, у которых есть проблемы с общением, могут быть и чрезвычайно умными, и привлекательными внешне, и очень талантливыми. Но при этом иметь низкий социальный интеллект. А это совершенно два разных понятия. Людей с низким социальным интеллектом еще называют «ригидными» личностями. Они не умеют общаться, строить отношения с окружающими людьми. У них не развиты или мало развиты такие качества, как эмпатия – умение сопереживать. Не развито такое качество, как саморефлексия – умение видеть себя глазами окружающих. 

– Как появляется ригидность? Почему не все люди могут свободно общаться, иметь много друзей и понимание в коллективе? 

– Проблемы общения закладываются в детском возрасте. К сожалению, нам всем приходится отвечать за ошибки в воспитании, сделанные нашими родителями. Неумение общаться не может быть передано генетически, оно формируется благодаря окружению. Кстати, даже темперамент, который, казалось бы, заложен в нас генетически, под воздействием воспитания может измениться. 

– О каких ошибках воспитания идет речь? 

– Речь идет о типах воспитания. К примеру, гиперпротекция. Родители воспитывают ребенка по системе «одеть, обуть, накормить». Это формальный контроль. Но никто особо не заботится об эмоциональных потребностях ребенка, о чем он думает, какие проблемы у него есть и прочее. Как правило, у таких родителей, как говорится, «не доходят руки» до всего этого. Очень часто такие мамы и папы работают на госслужбе или это учителя, военнослужащие и т. п.

Еще одна характерная особенность такого типа воспитания – ребенка любят не просто так, а за что-то. К примеру, если сын или дочь начинает плохо учиться, его эмоционально отвергают. 

В результате формируется неустойчивый тип акцентуации – конформный тип. Акцентуация выражается в том, что человек вроде бы нормален, здоров, но уже находится на границе адекватности и неадекватности поведения, так же как его реакции на те или иные события. 

Детская эмоциональная отверженность ребенка приводит к тому, что во взрослом возрасте человек становится зависимым от мнения окружающих. Он очень обидчив, эмоционален. Излишне остро реагирует на какие-то фразы. Ему кажется, что любить его могут только за то, что он что-то хорошо сделает, а если у него что-то не получается, то, соответственно, и любить его уже не за что.

Излишний контроль

При доминирующей гиперпротекции в семье ощущается чрезмерная опека, мелочный контроль, которые подавляют самостоятельность ребенка в любом вопросе. При таком воспитании дети лишаются возможности учиться на собственном опыте, делать ошибки.   Любая ошибка ребенка расценивается как нечто серьезное. У таких деток плохо формируется чувство ответственности, долга. Зачастую в таких семьях дети либо бывают полностью подавлены родителями, которые все решения принимают за него. Либо дети, стремясь выйти из-под чрезмерного контроля, наоборот, начинают себя вести подчеркнуто плохо.

В итоге формируется гипертивно-неусточивый тип личности. Очень быстрые реакции, эмоциональность, вспыльчивость. И в то же время крайне низкий самоконтроль поведения. Эти люди очень обидчивы, крикливы, конфликтны. Если что-то происходит не так, как ему нужно, они будут хлопать дверями, кричать, истерить. Недаром таких людей еще называют истеричками (это касается как женщин, так и мужчин). Слишком много суеты, слишком много эмоций – все это мешает человеку строить отношения с окружающими. 

При этом типе воспитания возникает и психоастеническая акцентуация. Психоастеники очень ранимы и обидчивы. Они реагируют не только на слова, но даже порой на такие мелочи, как интонация, взгляд – это может привести их к отчаянию. Не так поглядели, не так поздоровались – даже эти мелочи могут привести человека к депрессии. Такие дети могут из-за двойки или плохого результат ЕГЭ даже задуматься о том, чтобы уйти из жизни. Примеры в нашей жизни уже, к сожалению, есть. 

Кумир семьи

Есть еще такой тип воспитания, как потворствующая гиперпротекция, когда ребенок выступает как кумир семьи. Это выражается в чрезмерном покровительстве, восхищении ребенком. Причем порой восхищение талантами мнимыми. Такие дети всегда чувствуют себя в центре внимания. 

Понятно, что, попадая, к примеру, в больший коллектив сотрудников, человеку придется упасть со своего трона на бренную землю. Его, привыкшего к обожанию, начальники и коллеги могут не только не хвалить, но и порой критиковать или даже ругать. Тут же начинаются истерики: «Я что, самая худшая (худший)?». Такие люди всегда считают, что они заслуживают намного больше, чем получают, чувствуют себя непонятыми, обиженными. На самом деле они просто не могут смотреть на мир адекватно, картина мира искажена. Они не видят себя глазами других людей, например, в тот момент, когда начинают в очередной раз истерить и «качать права». 

Как результат – отношения в коллективе портятся. Часто такие люди меняют одну работу за другой, но так и не могут адаптироваться к жизни и реальности. В семье они очень ревнивы к своему избраннику. Они постоянно требуют больше к себе внимания, хотя сами взамен его не дают. Но они будут снова и снова «топать ножкой», пока не разрушат свои отношения. 

Эмоциональное отвержение

В нашем обществе, к сожалению, очень распространено в семьях эмоциональное отвержение ребенка. Люди так заняты своей работой, карьерой, зарабатыванием денег, что игнорируют потребности ребенка. А порой и вовсе считают его обузой. Внешне родители вроде бы заботятся о ребенке, и они никогда не признаются в таком отношении. Но в то же время эмоциональнее отвержение ребенок ощущает. Кстати, отвержение бывает как явным, так и скрытым. В обоих случаях ребенок чувствует, что ему не хватает любви, ласки, тепла. В последующем это отразится на характере взрослого человека. Возникнет, опять-таки, истероидная акцентуация личности. Человек будет закатывать истерики по любому поводу. И это касается как коллег по работе и друзей, так и вторых половинок. 

Также из-за эмоционального отвержения может проявиться шизоидная акцентуация, то есть уход в себя. Ребенок живет все время в Интернете, играх. В будущем такие люди ведут себя похожим образом. К примеру, мужчины пропадают часами за компьютером, или на рыбалке, или в гараже, не обращая внимания на детей и жену. 

Либо формируются астено-невротические реакции. Когда появляется негативная реакция на малейший раздражитель. Такие люди очень эмоциональны, ревнивы, мнительны, подозрительны. Когда-то в детстве этому взрослому человеку не хватило внимания родителей. И сейчас он беспрестанно требует этого внимания от жены, хочет видеть в ней мамочку. И если желаемого не получает – возникает скандал.  

Ребенок как громоотвод

Также бывает в семьях жестокость, которая сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Родители могут вымещать на ребенке все свои неудачи на работе, так же как неудовлетворенность собственной жизнью и просто усталость. Особенно часто такое бывает, когда родители друг с другом не в ладах. Ребенок выступает как громоотвод. Весь выплеск негативных эмоций переходит на него. На ребенка постоянно кричат, гнобят, придираются, а то и вовсе поднимают руку.

Так формируется эпилептоидный конформный тип. Накопившаяся злоба в душе у ребенка отразится на характере повзрослевшего человека. Он обозлен на весь мир, никому не доверяет, постоянно подозревают, что его никто не любит, и все обманывают. Агрессивность, подозрительность, мнительность не позволят ему выстроить нормальные отношения как в семье, так и на работе.

Кроме того, в семьях, бывает, зашкаливает повышенная моральная ответственность в воспитании детей. Особенно такое бывает, когда мама или папа – педагог. Они в категоричной форме требуют от ребенка кристальной честности, порядочности. И все эти требования вроде бы хороши, но только если они соответствуют возрасту. В младшем детском возрасте «вдалбливания» этих доктрин могут привести к прямо противоположному результату. Ребенок начинает врать, боясь бурной реакции родителей на правду. Скрывать, что получил двойку, и так далее. Во взрослом возрасте похожее поведение сохранится.

Директива «не живи» 

Также опасны в детстве директивы, которые родители невольно внедряют в подсознание своих детей. «Ты ничего не умеешь сам», «помолчи», «ты такой бестолковый», «давай, я сама сделаю лучше за тебя». Такие дети, становясь взрослыми, боятся проявить инициативу, самостоятельность, чувствуют себя беспомощными.  

Бывает даже такая директива, как «не живи». Когда родители говорят ребенку: «Глаза бы мои тебя не видели», «ты весь в своего непутевого отца», «лучше бы ты не родился», «из-за тебя одни неприятности». Быть может, такие слова родители говорят сгоряча, но они не осознают, что этим калечат жизнь своих детей. Повзрослев, эти дети ничего не хотят, у них нет мечты, мотивации к работе или учебе. Да и, собственно говоря, нет желания жить. Среди них немало алкоголиков или самоубийц. 

Другие похожие директивы –  «не взрослей», «не достигай успеха», «не делай». Когда ребенку внушают: «Ты еще маленький», «ты не сможешь», «у тебя не получится», «не умничай». Потом такие люди становятся пассивными, неуверенными в себе людьми. 

Люди, которые понимают, что у них есть проблемы в общении, должны проработать их с психологом. Не лишними будут и различные тренинги по воспитанию уверенности в себе и успешности. Нужно ли вам идти к психологу или нет, можно понять, задав себе всего один вопрос: «Счастлив ли я?». Если вы ощущаете себя несчастным человеком, не хотите завтра идти на учебу или на работу, уже ничего не хотите от жизни,  пора обращаться к специалисту. 

Тем более что крайне важно обратиться за помощью вовремя. Когда человек долгое время находится в длительном стрессе, напряжении, у него возникают изменения высшей нервной деятельности, формируются психопатические черты характера. Могут возникнуть серьезные психические заболевания, к примеру, шизофрения. И тогда только лишь коррекции психолога будет уже недостаточно. 

Василиса Шишкина, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru  
^