«Бурятский расстрел» закончился в Москве

Чеченских боевиков, расстрелявших бурятских милиционеров, окончательно отправили на пожизненное
A- A+
Верховный суд России поддержал жесткую позицию Верховного суда Чеченской Республики в деле о боевиках, которые расстреляли двух сотрудников МВД по Бурятии, приехавших в Чечню в служебную командировку. Уголовное дело рассматривалось с участием присяжных. Расстрел произошел в 2007 году, а окончательная точка поставлена недавно.

Стреляли без жалости

Присяжные в ходе рассмотрения пришли к выводу, что вина лиц, оказавшихся на скамье подсудимых, доказана – на бурятских милиционеров (тогда полиции еще не было) напали Рустам Басханов и Махмуд Хаджиев, члены сплоченной группы местных боевиков. Свои действия они осуществили по указанию руководителя подпольной организации Хусена Хусенова.

Под судом всего оказались четверо. Не всех обвиняли в атаке на сотрудников сводного отряда из Бурятии – членам группы инкриминировали убийство еще других милиционеров и иные преступления.

В начале сентября 2007 года Басханов и Хаджиев, скрытно наблюдая за будущими жертвами, установили, что приехавшие из Бурятии прапорщик и старший прапорщик из отряда МВД по Бурятии приходят вечерами в продовольственный ларек в селе Алпатово (Наурский район). 

Придя к своему тайнику на окраине станции Наурская, боевики вооружились. Один взял девятимиллиметровый ПМ с двумя магазинами, другой – автомат Калашникова (5,45 миллиметра) и два магазина с патронами.

Затем, уже в Алпатово, они устроили засаду. Около десяти часов вечера бурятские милиционеры, как обычно, пришли в ларек. Когда на обратном пути они проходили мимо засады, боевики открыли огонь.

Как отметили чеченские присяжные в своем вердикте, засада была устроена близко, в пяти-шести метрах. Затем нападавшие вышли на улицу и вдобавок выстрелили в упавших в упор. Стреляли много. Израсходовали чуть ли не все имевшиеся патроны…

Покидая место нападения, боевики взяли у убитых их АКС-74У и патроны. Отнесли в тайник.

Милиционеры из Бурятии умерли на месте. Смерть была мгновенной.

Старший прапорщик получил множественные пулевые ранения головы, груди, живота, руки, ноги. Экспертиза зафиксировала перелом свода и основания черепа, грубое повреждение вещества головного мозга, легкого и других внутренних органов, переломы ребер и так далее. Тяжелейшие повреждения были отмечены и у его младшего по званию напарника. Медицина тут бессильна.

Суровый приговор

Большой судебный процесс над Басхановым, Хаджиевым и другими двумя подсудимыми тянулся в Верховном суде Чеченской Республики очень долго. Заседания многократно откладывались.

«Фактические обстоятельства совершения посягательств на сотрудников милиции ФИО44, ФИО45, а также ФИО46, ФИО47 и ФИО48, свидетельствуют о том, что подсудимые Басханов Р.С. и Хаджиев М.М. проявляли циничное отношение к жизни людей, бездушие к горю родных и близких своих жертв. 

Причиняя смерть многим людям и неоднократно, руководствуясь явно надуманными мотивами, они не ограничивались исключением возможного сопротивления со стороны потерпевших, а безжалостно расстреливали их с близкого расстояния и в упор, используя практически весь имевшийся боезапас, не оставляя своим жертвам никаких шансов выжить. 

В целом все эти обстоятельства говорят о пренебрежительном отношении Басханова Р.С. и Хаджиева М.М. к общепринятым человеческим ценностям, их нежелании критически относится к себе и к своим поступкам, готовности ради достижения своих целей пренебречь любыми общепринятыми среди людей ограничениями и запретами», – пришли к выводу чеченские судьи в своем приговоре на основе вердикта присяжных.

ФИО44 и ФИО45 – это и есть расстрелянные члены сводного отряда бурятской милиции. А остальные трое убитых боевиками милиционеров (ФИО46, ФИО47 и ФИО48) были, между прочим, местными чеченскими милиционерами.

В итоге, напомним, в прошлом году боевику Рустаму Басханову было назначено пожизненное лишение свободы в исправительной колонии особого режима. Это наказание по совокупности всего того, что в суде признали доказанным (то есть не только за убийство милиционеров из Бурятии и завладение их оружием).

Махмуд Хаджиев также получил пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима.

Из перечисления наказаний, которые назначены конкретному боевику по каждой статье уголовного обвинения, видно, что по эпизоду с бурятскими милиционерами назначено пожизненное. Не будь даже всего остального, Басханову и Хаджиеву одного только сентябрьского расстрела 2007 года хватило бы на получение самого жесткого российского наказания. На смертную казнь в России, как известно, введен мораторий.

Они получили самое строгое наказание из всех четверых подсудимых.

Финальная точка

Апелляционные жалобы в Верховный суд России написали все четверо. Басханов указал, что протокол судебного заседания составлен неполно, а местами с существенными искажениями происходившего, что к нему применяли насилие в ходе предварительного следствия, проверка его показаний с выходом на место происшествия производилась без участия адвоката и так далее.

«В дополнениях к своей апелляционной жалобе осужденный Хаджиев М.М. просит разобраться в его уголовном деле и отменить приговор. В обоснование своей просьбы Хаджиев М.М. ссылается на то, что в ходе предварительного следствия он дал показания в результате психологического и физического насилия со стороны сотрудников Наурского РОВД», – отмечает российский Верховный суд в своем решении.

В жалобе говорилось, что «согласно заключению судебно-медицинского эксперта у него на теле имелись следы ожогов от электрического тока, синяки и ссадины, однако данному обстоятельству суд не придал никакого значения». Приводились и другие аргументы.

На процессе в Чечне доводы подсудимых о недозволенных методах ведения следствия оценили как несостоятельные. Апелляционная инстанция назвала данную оценку обоснованной.

В приговор, пришедший из Грозного, были внесены небольшие поправки. Но внесенное не изменило основной сути приговора Верховного суда Чеченской Республики боевикам, расстрелявшим бурятских милиционеров.

Это «не меняет существа дела и не дает оснований для смягчения наказания, назначенного Басханову Р.С. и Хаджиеву М.М. судом первой инстанции, поскольку они совершили умышленное убийство пятерых человек – сотрудников МВД, находившихся при исполнении своих служебных обязанностей. При этом присяжные заседатели единодушно решили, что Басханов Р.С и Хаджиев М.М. снисхождения не заслуживают», – подчеркнул суд.


Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.