«Мы живем в эпоху метамодернизма»

В Улан-Удэ проходит выставка плакатов графических дизайнеров «EastWestPost/Восток-Запад»
A- A+

Первым событием, предваряющим фестиваль «Typomania-2018 в Улан-Удэ», стала международная выставка плакатной акции «EastWestPost/Восток-Запад». Вторым –   выставка бурят-монгольской каллиграфии Центра «Тэнгэриин бэшэг/Небесное письмо», который представил экспозицию традиционных работ бурят-монгольских каллиграфов из своих архивов, а также устроил мастер-класс по каллиграфическому письму.

Арт-мостик

Первая выставка «Typomania-2018 в Улан-Удэ» стартовала 12 июля в Галерее искусств народов Азии. Здесь представлены плакаты графических дизайнеров со всего мира: России, США, Германии, Нидерландов, Польши, Швейцарии, Ирана, Ливана, Франции, Израиля, Китая, Кореи, Японии, Индонезии. Это их взгляд на понятия Востока и Запада в контексте культуры, политики, географии. В Бурятии, которая традиционно считается центром евразийства, это, пожалуй, особенно актуально.

– Восток и Запад – это два концепта, которые, на мой взгляд, могут объяснять наш мир, – рассказывает организатор выставки в Бурятии Дмитрий Галсан. – И эти концепты существуют в какой-то странной взаимосвязи. Кто-то видит в них конфликт, кто-то взаимосвязь, кто-то вообще не видит различий, и все это равноправные точки зрения. «Одна картинка стоит тысячи слов», поэтому в графике эти точки зрения можно понять и уловить гораздо быстрее, чем при чтении текста.

Плакатная дизайн-акция «EastWestPost/Восток-Запад» – это центральное мероприятие фестиваля Typomania, одного из двух главных событий в мире российского дизайна, посвященного шрифтам, типографике, каллиграфии, моушн-дизайну, интерактивному дизайну. Проведение «Typomania-2018 в Улан-Удэ» планируется в конце сентября. В программе: плакатные и книжные выставки, лекции, мастер-классы российских и иностранных каллиграфов и дизайнеров, просмотр лучшего типографического видео и иные активности.

– В наших планах привезти не только московских и западных специалистов, но и профессиональных каллиграфов и дизайнеров из Монголии, Внутренней Монголии, чтобы мастера высокого класса, как Востока, так и Запада, имели возможность встречаться именно в Улан-Удэ – общаться, рождать новые идеи, коллаборации. Я бы очень хотел, чтобы наш проект стал неким арт-мостиком, профессиональной дискуссионной площадкой между Востоком и Западом, – отметил на открытии Дмитрий.

Стоит подчеркнуть, что Улан-Удэ вошел в пока еще немногочисленный список городов, которые принимают у себя «Типоманию». Кроме столицы Бурятии, фестиваль состоялся в Томске, Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Челябинске, а до конца года пройдет во Владивостоке и Красноярске. И такое расширение географии для «Типомании» происходит впервые, хотя она ежегодно проходит в Москве с 2012 года.

Хитросплетения культур

В открывшейся в Улан-Удэ выставке «EastWestPost/Восток-Запад» известные графические дизайнеры трактовали тему, что такое Восток и Запад, по-своему, вкладывая в работу узнаваемые символы и глубокие личные переживания. Для участников, говорящих на разных языках, это возможность визуального общения. В качестве коммуникации выбран язык плаката, для работы предоставлены на выбор одна из трех бумаг (белая, черная, серебряная) и печатные краски (белила, чернила, серебро).

И позиция каждого автора выражена ярко, интересно, необычно. Например, в работах Игоря Гуровича и студии Thonik видна жесткая, резко очерченная граница между Востоком и Западом. В плакатах же Сюн Сасаки и Дзяньпинь Хэ они находятся в процессе взаимопроникновения, как бы врастая друг в друга.

Для Мельхиора Имбодена Восток и Запад равны и не равны одновременно. Для Джинву Ли и Ариане Шпаниер это понятия астрономического масштаба, а для Одеда Эзера – игра в нарезанные бумажки. Иван Вайс и Михаил Кренбюль (студия Johnson / Kingston) затронули политический аспект: Запад и Восток – это то же самое, что Север и Юг, и когда нет взаимопонимания между людьми, начинают падать бомбы. А Александр Васин уходит в глубинные пласты подсознания всех советских школьников, используя в плакате слова: «Неси меня, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

Орнаментальные мотивы, хитросплетения культур и их взаимовлияние прослеживаются в работах Эрика Брехбюля, Ирвана Харноко, студии CYAN и коллектива High On Type.

– Восток и Запад – это абстрактные «они» или это все-таки «мы»? – задаются вопросом организаторы. – Недаром многие участники увидели в начальных буквах слово WE. Впрочем, как написано на плакате Игоря Гуровича, «самый дальний Восток – это уже Запад».

«Каша, которая варится сама по себе»

Второй частью улан-удэнской экспозиции стала выставка бурят-монгольской каллиграфии Центра «Тэнгэриин бэшэг/Небесное письмо», который представил экспозицию традиционных работ бурят-монгольских каллиграфов из своих архивов, а также устроил мастер-класс по каллиграфическому письму. Таким образом, Восток и Запад, плакат и каллиграфия сошлись еще раз уже на бурятской земле.

– Мы живем в эпоху, где возможны самые разные формы и мысли, в эпоху метамодернизма, где сосуществуют и старое, и новое, и конфликт, и отсутствие конфликта, и все это уживается в странной, сложной каше, которая варится сама по себе, – отвечая на вопрос о трендах в графическом дизайне, сказал Дмитрий. – И в данном случае мы являемся и наблюдателями этого процесса, и активными его авторами, двигателями одновременно. Есть определенные тренды, но это всегда очень большие условности. Их связь я предпочел бы рассматривать в более глубокой подоплеке между развитием общества в целом, а также развитием технологий, индустрий, коммуникаций. Все это очень взаимосвязано, и графика плаката в таких аспектах может выступать визуальным языком более глобальных изменений.

В мире давно существует понятие, как «креативные индустрии». Оно подразумевает широкое понимание культуры, целый тип социально-культурных практик, в которых доминантой выступает творческая составляющая. Здесь «культура» – это не только театры, библиотеки, музеи и так далее, но и медиа, мода, реклама, дизайн, интернет-технологии и любые другие смыслообразующие практики и люди.

По словам Дмитрия Галсана, при подготовке фестиваля «Типомания-2018 в Улан-Удэ» одной из главных проблем стало отсутствие качественной арт-площадки, в том числе и современного выставочного пространства. Иными словами, физического места, где креативные индустрии могли бы сойтись как с сокровищницами культуры, так и с потребительским рынком, а также производствами, которые активно планируется развивать сейчас в Бурятии.

Подобные арт-площадки давно используются во многих городах и дают эффект синергии для быстрого развития регионов. Поэтому то, что Улан-Удэ стал одним из восьми городов, где пройдет «Типомания», свидетельствует, что у дизайнеров Бурятии существует потребность не только в объединении и развитии своей профессии как искусства, но и места, где могли бы происходить дискуссии об этом.

Варвара Стрельцова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.