29.07.2018
В Ацагатской долине 20 и 21 июля отгремел 10-й международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников»

«Голос кочевников» – главный летний пикник, который собирает под открытым небом поклонников аутентичной музыки, любителей активного образа жизни, неформальную творческую молодежь и цвет бурятской интеллигенции. Ежегодно организуемый Бурятской государственной филармонией музыкальный фест прошел уже в десятый раз, и мы собрали десять любопытных фактов как о нынешнем мероприятии, так и о прошлых.

Этнофутуризм

«Голос кочевников» проходит в Бурятии с 2009 года. По словам организаторов, в его концепцию заложена идея этнофутуризма как особого отношения к этническому многообразию культуры, обращенного не в прошлое, а в будущее. Национальная культура с этой точки зрения рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени.

Этому контексту созвучна мысль бурятского археолога Баира Дашибалова, что «кочевники – это символ движения, свободы, воли». Ее и позаимствовали организаторы фестиваля и стали внедрять в его идеологию. Так, первым ведущим мероприятия стал один из главных специалистов по этнической музыке в России, востоковед, лингвист, продюсер, журналист Назим Надиров. Он же и придумал название фестивалю – «Голос кочевников».

Музыка мира

За десять лет существования «Голоса кочевников» в Бурятию приезжали музыканты из самых разных уголков мира. В этом году выступали музыкальные коллективы из России и стран Азии: Малайзии, Китая, Монголии, Южной Кореи. Открыли в первый день программу малазийцы The Venopian Solitude. Голос солистки – это что-то особенное, что совершенно невозможно было пропустить, а мощная энергетика, идущая со сцены, тут же заставляла двигаться в такт.

Ярким и неожиданным стало выступление корейской команды 3rd Line Butterfly, исполнявшей альтернативный и постмодернистский рок. Композиции группы из Пекина Hanggai представляли собой смесь монгольской народной музыки и современного панк-рока, под который танцевали абсолютно все.

Легенда русского рока

Хэдлайнером мероприятия стал Вячеслав Бутусов, который на протяжении полутора часов исполнял самые популярные песни «Наутилуса Помпилиуса»: «Тутанхамон», «Крылья», «Я хочу быть с тобой», «Прогулки по воде», «Гудбай, Америка». Он и собрал на «Голосе» в этом году совершенно разнообразную публику – от возраста 50+, кто еще в 80-х «зажигал» под советский и постсоветский андеграунд, так и совсем юную поросль – поклонников рока.

И даже та молодежь, которая признавалась, что мало знакома с творчеством Бутусова, потом подпевала практический каждой песне, так как «Наутилус» – это уже культурный код, зашитый где-то в подкорке сознания, особенно после «Брата» и «Брата-2».

Сам музыкант во время пресс-конференции отметил, что не любит выступать на фестивалях, но на «Голос кочевников» приехал с удовольствием, потому что ему нравится бывать в таких местах, как Бурятия.

– Я часто думаю о том, как далеко человек ушел от природы. Здесь просто отдыхаю душой. В городах это сделать сложно – там сплошные Содом и Гоморра. И когда вырываешься из этого ужаса, хочется вдохнуть воздух рек, воздух гор. Да просто потрогать деревья хочется, – признался журналистам Вячеслав Бутусов.

За всю историю «Голоса» хэдлайнерами также становились Петр Налич, Борис Гребенщиков, «Калинов мост», SunSay и др.

Это все мое – родное

«Голос кочевников» всегда уделял много внимания музыке степей – бурятских, хакасских, тувинских исполнителей. Практически в каждом фестивале, начиная с самого первого, принимали участие группы из Бурятии и Тывы.

В этом году медитативным и по-настоящему аутентичным было выступление тувинской группы «Алаш», мастеров горлового пения и обладателей главной музыкальной премии «Грэмми». Зажигательным – команды Khoоmei Beat, соединившими современную музыку и тувинские мелодии.

Кроме того, впервые зрителей познакомили с хакасскими народными песнями и хитами хакасских композиторов, которые исполнила популярная певица Катя Килижекова вместе с «Доктор Джаз». Бурятию на большой сцене представляли «Cагаан Турлааг», а также музыкальные проекты «Макс Филини» и «Дари».

Организаторы по традиции не обходят и музыкантов из Монголии, обязательно включая их в программу фестиваля. На этот раз на сцене выступил знаменитый ансамбль моринхуристов и известная группа Niciton.

Малая сцена

В этом году на «Голосе кочевников» было две сцены – абсолютное новшество для фестиваля. На малой выступали только улан-удэнские музыканты: «Амальгама», Tory Lane, Sunberry band, Partyfon, marie marie, «Дари», «Хама Угы» и другие. Для многих это была прекрасная возможность показать себя, познакомить зрителей со своим творчеством.

Стоит отметить, что «Голос кочевников» всегда с большим удовольствием берет в свой лайн-ап именно местные команды, тем самым поддерживая и популяризируя их. В этом году такую поддержку получила как раз «Дари» – группа-коллаборация артистов Русского драмтеатра и профессиональных музыкантов. Успешно выступив в off-программе, она была приглашена на малую сцену, а затем буквально в последний момент – на большую.

Чем больше – тем лучше

По предварительным подсчетам, в этом году количество зрителей составило около десяти тысяч человек, по сравнению с пятью-шестью тысячами прошлого года и тысячей с самого первого мероприятия в 2009 году. То есть аудитория феста выросла за десять лет практически в десять раз.

Тем более что она значительно расширилась. Сегодня это не только молодежь, но и по большей части молодые семьи с детьми, в целом – люди с активной жизненной позицией, которым не лень ехать за 50 километров от города, чтобы послушать музыку на свежем воздухе, побродить по сопкам и энергично провести два дня.

«Степной кочевник»

За все время существования фестиваля «Голос кочевников» сменил и дату проведения, и несколько площадок. Если самый первый фест прошел в октябре, то уже начиная с 2010 года он переместился на летние месяцы. И вначале проходил на площадках театров города, затем в Этнографическом музее народов Забайкалья, а уже третий год подряд расположился в Ацагатской долине в туристическом этнокомплексе «Степной кочевник».

Это придает мероприятию и особую ауру, и колорит: юрты, сопки, простор. Здесь можно познакомиться с бытом и культурой бурят: заглянуть в юрты, примерить бурятские национальные костюмы, научиться танцевать ёхор. Кроме того, для знакомства иностранных или иногородних гостей с многообразием культур в Бурятии были приглашены фольклорные коллективы: казачьи и старообрядческие (семейские).

Кроме музыки

«Голос кочевников» – это не просто музыка, это большое мероприятие с множеством самых разных активностей. На территории «Степного кочевника» есть мини-зоопарк, где можно посмотреть на индюков, гусей и овец. Желающие могут прокатиться на лошадях, пострелять из лука.

Были организованы детская и спортивная площадки. Порадовала ярмарка изделий ручной работы. Кроме того, было представлено обилие выездных вариантов любимых городских кафе. Поэтому ни перед кем не стояла проблема остаться голодными на два дня.

Одним из самых интересных элементов фестиваля стала выставка «Мир в лицах» популярного этнофотографа, путешественника, бывшего бизнесмена Александра Химушина.

Душа «Кочевника»

Безусловно, душой, идейным вдохновителем, сердцем «Голоса кочевников» остается художественный руководитель Бурятской филармонии Наталия Уланова. То, как она болеет за свое детище, достойно восхищения. На пресс-конференции она рассказала о том, что постоянно слушает музыку, посещает крупные фестивали, World Music Expo, знаменитую музыкальную ярмарку. Например, о корейской рок-группе 3rd Line Butterfly она узнала на московском семинаре, где познакомилась с организатором фестиваля в Ливерпуле.

– Мне важен живой концерт, а не просто красивые клипы, – отмечает Наталия Уланова.

На следующий год худрук Бурятской филармонии запланировала участие группы «Мельница» и российской фолк-рок певицы Инны Желанной.

Атмосфера движения

«Голос кочевников» – значимое событие в культурной жизни республики. Это возможность для жителей города выбраться на природу и послушать музыку, встретить давних знакомых и пообщаться с друзьями, провести время с детьми и близкими в атмосфере творчества, музыки и свободы.

Здесь можно танцевать, подпевать, плести венки из полевых цветов, играть, валяться на траве и чувствовать, как живая музыка пропитывает тело, заползает в душу и остается там зимовать до следующего «Голоса».

Варвара Стрельцова, «Номер один»
^