Человек мира

От моринхура и электрогитары до Калифорнии и Ботсваны
A- A+

В Бурятии живет удивительный человек, Евгений, которого все знают под ником Zhenyuga. Музыкант, поэт, переводчик, художник, фотограф, профессиональный путешественник. В свое время его концерты, которые он устраивал вместе со своим другом, соединяя в творчестве моринхур и электрогитару, были популярны в андеграундной среде города. Однако, окончив факультет иностранных языков, он отдал предпочтение знакомству с миром и связал свою жизнь с путешествиями. И более шести лет посвятил Африке. Между своими сафари Евгений нашел время и рассказал «Номер один» о себе и жизни на самом загадочном и поражающем воображение континенте планеты.

От музыки – к путешествиям

– Ты продолжаешь заниматься музыкой?

– Я играл в проекте LOVRASIA инструментальную музыку, близкую к пост-року с уклоном в этнику. Я играл на электрогитаре, а мой одноклассник на моринхуре. У этого инструмента просто потрясающее звучание, не похожее ни на что на свете. Мы начали играть спонтанно, потом стали записываться на магнитофон, а позже сделали более качественные записи. Также у меня есть свой гитарно-электронный проект с текстами на русском Zhenyuga (Женюга). В Интернете можно найти записи на сайте soundcloud.com, набрав lovrasia или zhenyuga. Еще я играл на гитаре в группе «Тигровые креветки» – инди-рок. Но группа существовала недолго, отыграли несколько концертов и не успели записать альбом. Сейчас музыкой не занимаюсь, хотя в Африке сделал несколько записей, но планирую заниматься дальше.

– В какой момент появилась тяга к путешествиям?

– Не помню. В школе мы с классом ездили в Москву и Орел на поезде, тогда для улан-удэнского подростка была масса впечатлений. В тот момент, думаю, меня и потянуло на путешествия.

– Сколько стран ты уже объездил и что запомнилось больше всего?

– Я был в Монголии, Австрии, Нидерландах, Германии, Франции, США, Польше, Турции. В Африке – в Ботсване, Замбии, Зимбабве, Намибии, Мадагаскаре, Сенегале. Проездом в Египте, Эфиопии, Гамбии, Италии, Венгрии, Словении, но это не считается. Конечно, больше всего понравилось в Африке – здесь я был много раз, работал на сафари.

В общей сложности я провел более тысячи ночей в палатке в африканских национальных парках. В прошлом году мне посчастливилось побывать в Сенегале и на Мадагаскаре, где ходил в горы, видел в заповеднике хамелеонов, лемуров и как выращивают рис, арахис, авокадо, бананы, ананасы.

Мадагаскар – одна из беднейших стран мира. Я был в трущобах, и это просто ужас, как люди живут. Но все улыбаются. В Сенегале хотел посмотреть концерты в Дакаре, но в Рамадан концертов не было. Зато посмотрел мечети, побывал на крабовой рыбалке, на острове – центре работорговли, на озере Лак Розе – конечной точке ралли «Париж – Дакар». В Дакаре случайно встретил соотечественников, а также путешественников из Украины и Казахстана. Мы устроили большую вечеринку прямо на пляже.

За время путешествий по Европе и США (в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Беркли, Сиэтле) играл на гитаре прямо на улице, зарабатывая себе на жизнь. Хотя это и не совсем легально. Даже подрабатывал у садовника в Калифорнии.

Слон умирает у реки

– Как получилось, что ты оказался в Африке?

– Африка меня с детства интересовала. Когда прибыл на Мадагаскар, понял, что многое знаю про остров, потом вспомнил, что когда-то в детстве читал книгу о его истории. А попал сюда случайно. Работал с немецким туристом – он рассказывал, что каждый год бывает в Африке на сафари. Я сказал, что тоже мечтаю побывать, но не по карману. Дома он пришел в гости к друзьям и показал фотографии с нашей поездки, добавив, что я говорю по-немецки. Затем пишет: «У моих друзей есть фирма, они занимаются фотосафари. Было бы интересно тебе там поработать, в Ботсване?». Я сначала не поверил, а потом директор мне позвонил, поговорил по-немецки и по-английски.

Я очень люблю работать на сафари. Сидеть у костра из дров дерева мопане, беседовать с туристами и коллегами. Наблюдать животных из машины, за их поведением. Еще интересно работать с туристами почти со всего мира. Они много рассказывают про страны, где побывали. Я же рассказываю про Ботсвану и Байкал.

В Африке самый богатый животный мир на планете. Ботсвана – одна из стран, которая сделала животный мир (наряду с алмазами) одним из столпов своей экономики. Правительство даже охоту запретило. Животные приносят в бюджет реальный доход. И население стало это понимать. Еще мне здесь нравится жизнерадостность людей. Они не грузятся по каждому поводу, часто, как большие дети: иду по улице, а в поселке тысяч пятьдесят, и почти со всеми здороваешься.

– Какие мифы об Африке ты бы развенчал?

– Мы получаем очень ограниченную информацию об Африке и в основном негативную, часто Африка ассоциируется с нищетой и болезнями. Но она  огромна и разнообразна. Есть страны стабильные. А есть страны, в которые ездить небезопасно. Но надо не полениться и найти информацию о каждой стране в отдельности. Еще пришло в голову: миф о том, что страус прячет голову в песок. Даже термин есть «страусиная политика». Но он не прячет, я сотни раз видел страусов. Мультфильм «Король-лев» нас уверяет, что существуют кладбища слонов. Это тоже миф. Слон умирает там, где смерть застанет, от старости и недоедания – зубы изнашиваются. И чаще у реки, где мягкая трава, так как к зрелому возрасту ему тяжело жевать грубую пищу.

– Случились ли с тобой какие-то экстремальные, опасные ситуации?

– Было много самых разных случаев. Один раз обнаружили кобру на решетке двери, где я живу. В другой, сам чуть на кобру не наступил в темноте – мозамбикскую кобру, которая плюется ядом. Однажды прямо за моей спиной был лев. В какой-то момент я расслабился, не осмотрелся. Я открыл прицеп, и он испугался грохота. А иначе все могло бы закончиться печально. Поэтому надо быть осторожней на сафари и следить за собой и окружающей средой, тогда ничего не случится.

Туристы – как дети

– Твои близкие разделяют образ жизни?

– Когда я первый раз поехал, родственники были в легком шоке (смеется). Мол, здоровье потеряешь и так далее. Но сейчас уже привыкли.

Путешествия, фотосафари, интересная работа – все это составляет сегодня мою жизнь. Но быть переводчиком – это постоянно общаться с самыми разными людьми, находить общий язык. Работа учит терпению и терпимости к разным культурам, а также ответственности.

Ведь туристы – как дети. Они иногда забывают и подходят очень близко к животным, а это может быть опасно. Даже к слону, который дружелюбно выглядит, и, конечно, хочется заснять его на видео поближе.

Мне нравится работать на природе, в поездках нет начальников, хотя, конечно, гид – наш лидер. Но мы все решаем сообща. И мне нравится кочевая жизнь на колесах. Ночевка или две, и дальше едем. Ощущение духа свободы, что ли. Свобода – это самое главное для меня. Свобода выбора, действий, мыслей, слов. Так сказать, и внешняя, и внутренняя свобода.

– Как думаешь, за что можно уважать наш мир?

– За неравнодушных людей, разнообразие культур, природу, которую еще не сгубила промышленность, за звуки: шум дождя и ветра, пение птиц, журчание ручьев, шум прибоя. За творчество гомо сапиенсов, человеков разумных...

Я не считаю себя каким-то особенным путешественником. У меня есть знакомый из Франции: он на велосипеде проехал от Парижа до Кейптауна через всю Африку. Сейчас едет через Южную Америку. Да, наверное, я человек мира. Хотя очень люблю свою родину, особенно малую, и нашу культуру. Но в принципе мог бы жить хоть где – там, где нет войны. В общении с людьми каких-то преград я не вижу – разве что с верующими людьми надо быть более тактичным. Ну, и стараюсь меньше говорить о политике или о войне. Думаю, если люди любят друг друга, то они будут уважать традиции, обычаи, привычки и так далее.

– Где видишь себя в будущем?

– В ближайшем будущем планирую вернуться в Улан-Удэ и работать на Байкале. Так как при всех замечательных плюсах минус такого образа жизни – полнейшая бытовая неустроенность.

– Как думаешь, у Байкала большой потенциал в плане туризма?

– Конечно же, у Байкала есть потенциал! Чего не хватает, так это, наверное, теплой погоды (смеется). А если без шуток – маркетинга, «раскрутки» в других странах мира. Не все знают, что Байкал – самое глубокое озеро в мире. Некоторые с Аралом путают. Хотя многие туристы в разговорах со мной высказали желание когда-нибудь приехать на Байкал. И жаль, что у нас животные пугливые из-за охотников – а то можно было бы тоже сафари проводить.

А вообще, я считаю, что мне просто повезло. Однако без знания иностранных языков и желания увидеть этот большой и прекрасный мир далеко не уедешь. Главное, не бояться авантюр, приключений и неизведанного – того, что ждет за порогом квартиры.

Беседовала Варвара Стрельцова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.