26.07.2018
Не случайно дороги называются артериями экономики, ведь от качества автомобильных дорог зависят все жители региона

В Бурятии за последний год в дорожном строительстве произошел качественный скачок. Где уже стали комфортными дороги, а куда только предстоит положить новый асфальт, выяснял корреспондент «Номер один».

Дороги в Бурятии не ругает только ленивый. Оно и понятно: десятки лет региональные и местные трассы финансировались по остаточному принципу, единственным исключением были федеральные дороги, которые получали деньги напрямую. Для сравнения, более 80 процентов дорог федерального значения соответствует нормативам, тогда как из остальных дорог в Бурятии лишь треть находится в норме.

Ситуация начала кардинально меняться два года назад. Алексею Цыденову удалось привлечь в регион миллиарды рублей на улучшение инфраструктуры. Однако на то, чтобы довести до хорошего состояния наши дороги, потребуется не один год. Благодаря приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» в Улан-Удэнской агломерации (куда, помимо столицы, вошли Иволгинский, Прибайкальский, Заиграевский и Тарбагатайский районы) ежегодно ремонтируются на 1,24 миллиарда рублей. И чтобы улучшить процент хороших дорог с 36,7 процента (2016 год) до 98 процентов, необходимо семь лет – проект рассчитан до 2025 года. Это реальная программа, которая работает уже сейчас и ее результаты можно увидеть каждый день на улицах столицы Бурятии.

Проверить ход реализации программы и качества ремонта на прошлой неделе отправился глава Бурятии. Алексей Цыденов проверил ход работ, идущих на транспортных артериях в столице республики. Население Улан-Удэ быстро растет, увеличивается число автомашин, и состояние дорог, тротуаров зачастую вызывает обоснованное недовольство жителей. Особенно в отношении мест с напряженным движением транспорта, а также дорог, ведущих в отдаленные микрорайоны города. Поэтому глава региона обратил внимание на дороги из этих категорий.

– Нужно сказать, что работы по городу идут достаточно хорошо. У нас в этом году только по городу одиннадцать участков – 440 миллионов рублей, 32 километра дорог сделаем. А всего по программе – 119 километров. Хорошие, значительные объемы, – отметил Алексей Цыденов.

По окончании текущего ремонта доля дорог, соответствующих нормативам, поднимется до 58 процентов, а к 2025 году есть намерение довести до нужного уровня все дороги. Как отметил глава, ремонт дорог в агломерации максимально учитывает пожелания граждан, которые они выражают властям. Ведь есть места, где дорожного ремонта не было несколько десятков лет. При планировании работ также имеются в виду и данные из народного проекта ОНФ «Карта убитых дорог».

У «Крестьянского» устроят «ливневку»

Для улицы Ключевской, которая является магистральной для Октябрьского района, нынешний год знаменателен.

– Мы тут лет десять живем и такого ремонта не помним. Этим летом уже трамвайные рельсы поменяли, а теперь и дорогу делают. Мы очень рады, что на наш район обратили внимание. От ремонта, конечно, шум, пыль. Но надо потерпеть. Это же все для нашего удобства, – делится своими положительными впечатлениями улан-удэнка Валентина Доржиева.

На проезжей части – рабочие в оранжевых жилетах. Подъезжают «КамАЗы» с материалами. Здесь же асфальтоукладчик, доставлены дорожные катки. Все идет по графику. Полностью дорожное полотно намечено выполнить до 1 августа, а потом перейти к благоустройству. Стоимость контракта составляет 59 миллионов 655 тысяч рублей. Ремонт идет на участке длиной более двух километров. Асфальтобетонное покрытие обновят не только на проезжей части, но и на тротуарах.

– Общая площадь ремонта – 48 тысяч «квадратов» полотна, верхнего слоя. С двух сторон предполагается ремонт, в том числе замена бордюра, устройство пешеходного ограждения, на остановке «Рынок Крестьянский» проводится ливневая канализация, – перечисляет некоторые работы представитель подрядчика.

После завершения ремонта у рынка прекратит после каждого дождя образовываться большая лужа воды.

Нужная программа

В дорожной отрасли положительно оценивают вхождение республики в программу «Безопасные и качественные дороги».

«Мы не первый год работаем и, как и все, рады, что наша агломерация попала в этот крупный проект. Привлечены дополнительные средства Дорожного фонда. Все знают о проблемных вопросах, и сейчас делается очередной шаг в приведении дорог в порядок», – сказал нашему изданию Нима Цыренов, заместитель генерального директора ООО «Норд-Инвест». Сейчас компания ведет работы на улицах Ключевская и Сотниковская.

Он отметил хорошие объемы работ и то, что реконструкция касается не только дорожного полотна, а имеет комплексный характер.

«Там, где необходимо, делаются новые остановочные «карманы». На дороге на Дивизку два «кармана» было. Люди были вынуждены стихийно останавливаться. Сейчас все сделано для безопасности и удобства», – привел пример наш собеседник.

После каждого промежуточного этапа заказчик проверяет работу. Сделан некий вид работ, проверили, подписали акт, провели часть оплаты. То, что программа действует до 2025 года, придает отрасли дополнительное чувство стабильности, уверенности.

«Имеет смысл развиваться, обновлять парк техники, есть перспективы. Мы привлекаем дополнительных работников. Наша компания приобрела новый асфальтовый завод, расширяем производство», – подытожил он.

Контроль будет везде!

– Дорога принимается только после лабораторного замера. Делаются контрольные рубки, изымается керн. Керн везется в лабораторию и проверяется. Если укладывали при дожде, это повлияло на качество, показатели не выдерживаются, то дорога не принимается. В прошлом году у нас был подрядчик, который трижды переделывал свой участок. Поэтому и в этом году проверка качества – на том же уровне. Все участки на гарантии, но мы настаиваем, чтобы до гарантии не доходило. То есть нужно изначально принимать только на основании лабораторных исследований контрольных вырубок, – сказал Алексей Цыденов.

При этом было подчеркнуто, что сейчас технологии позволяют укладывать асфальт при небольшой влажности. На дороге в микрорайоне Стеклозавод глава республики высказал замечания к бровке ремонтируемой дороги.

– Надо делать сразу отсыпку, потому что укладка асфальта без бордюра и без бровки может создать аварийную ситуацию. Перепад высот, зацепился колесом… Поэтому сейчас с подрядчиком проговорили, обратили внимание, – отметил он.

В прошлом году в Улан-Удэ и четырех соседних сельских районах программа «Безопасные и качественные дороги» позволила привести в нормативное состояние 56,3 километра дорог (более половины расположены в столице республики). Были и большие объекты, завершение которых перенесли на нынешний год. Это капремонт трех въездов-выездов в город – по направлению в «сотые» кварталы (финансовый объем почти трех километров дороги – 328 миллионов рублей), улица Комарова с выездом из микрорайона Восточный (около пяти километров за 102 миллиона), а также дорога, идущая через Южлаг, Тальцы (10,5 километра – 116 миллионов).

На создание хороших условий для автомобилистов и пешеходов инвестируют солидные средства. Всего, в агломерации в текущем году намечен ремонт автодорог на 1,25 миллиарда рублей. Конечно, важна и безопасность. Только в прошлом году благодаря ремонту дорог были ликвидированы десять мест концентрации ДТП, еще 13 исчезнут по итогам этого года. Также на улицах Улан-Удэ нынче появятся шесть новых светофоров. Например, они заработают на остановке «41-й квартал» на улице Шумяцкого, у трамвайной остановки «Бурятэнерго» по проспекту 50-летия Октября, на «ТСК» по улице Боевой и так далее. Установят тысячи новых дорожных знаков.

С комфортом на Байкал и север

Наряду с агломерацией активно в республике ремонтируются и другие региональные трассы. Самыми большими темпами строится дорога Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, связывающая пять районов республики со столицей. Оценить ее прогресс можно, прокатившись на машине до Максимихи, – сегодня это путешествие по хорошей дороге с комфортом займет 2–2,5 часа.

Ее реконструкция ведется с 2003 года. На сегодняшний день введено в эксплуатацию 235,9 километра автодороги на участках с 13–230-й и 251–271-й километр. На сегодня остается незавершенным этот участок с 230-го по 251-й километр, который находится в крайне неудовлетворительном состоянии. В 2017 году республика получила из федерального бюджета на данный объект 350 миллионов рублей, в 2018 году – еще 600 миллионов рублей. Для завершения работ и ввода объекта в эксплуатацию в 2019 году республике необходимо дополнительно 750 миллионов рублей. Помочь с выделением этих средств пообещали в Министерстве транспорта России, экс-министр Максим Соколов осмотрел ее в этом году.  

Дальше останется реконструкция участка с 271-го (село Макаринино) по 316-й километр (село Баргузин) – уже разработана проектная документация и получено положительное заключение Госэкспертизы. Общая стоимость реконструкции участка дороги этих 45 километров составит 5,5 миллиарда рублей на 2019–2021 годы. Новые дороги для новой жизни – улучшение инфраструктуры в республике остается одной из важнейших задач на ближайшие годы. 

Доля дорог Улан-Удэнской агломерации, соответствующих нормативным требованиям

Год

2017

2018

2019–2025

Процент

43,3

57,8

96,1

Прирост

56 км

127 км

332,2 км





Выделение средств и построенные километры дорог


2016 год, руб.

2017 год, руб.

2016 год, км

2017 год, км

Федеральные

3,6 млрд

4,1 млрд

139,5

159,8

Региональные

3,4 млрд

4,01 млрд

40,7

113

Местные

0,8 млрд

1,4 млрд

39

63,1

Итого

7,8 млрд

9,5 млрд

178

335,9


Станислав Сергеев, «Номер один»
^